Какие качества русских менеджеров ценятся международными компаниями
Что должен знать и уметь российский управленец, желающий работать в международной компанииМенеджеры, сделавшие карьеру в российском бизнесе, непросто приживаются в международной корпорации. Какими знаниями и качествами должен обладать руководитель, проработавший 5–10 лет в российских компаниях, чтобы получить офер от мирового бренда?
1. Международное образование и опыт кросс-функциональных проектов. В первую очередь ценится образование, полученное в международной бизнес-школе. Оно помогает понять специфику бизнес-процессов глобальных компаний, требования к соблюдению норм и законодательства, получить реальный опыт общения в мультинациональной и мультикультурной среде.
Обязательно нужны навыки коммуникации с иностранными партнерами и понимание хотя бы на базовом уровне корпоративной культуры компаний из разных регионов. Для этого у себя на родине нужно развивать международные проекты, новые направления и продукты, которые могут быть востребованы на экспорт. Российские игроки продолжают выходить на американский, европейский и азиатский рынки – в основном речь идет о машиностроительной отрасли, сырьевом сегменте, производителях потребительских товаров и фармацевтических производителях.
2. Понимание трендов и экономики других стран. Важно иметь представление о том, что происходит в мировом бизнес-сообществе. Например, в Китае бурно развиваются онлайн-больницы (более комплексная услуга в медицине по сравнению с привычной нам телемедициной), а в Германии и других странах Европы в фокусе diversity & inclusion – вовлечение людей с ограниченными возможностями в бизнес, внимательное отношение к гендерному разнообразию в топ-менеджменте и советах директоров. Поэтому для российских женщин-топов с опытом работы в глобальных корпорациях открываются все более заманчивые возможности.
Важно не забывать про личный профессиональный бренд. Большинство работодателей проверяют, какой образ создает кандидат в соцсетях, поэтому тем, кто ориентируется на международную карьеру, имеет смысл регулярно публиковать посты на бизнес-тематику на английском языке в соцсетях, комментировать значимые новости в экономике, выступать в качестве эксперта в международных дискуссиях.
3. Честность и следование правилам. Европейская культура – это, как правило, демократичность, баланс работы и частной жизни, зачастую ориентированность на процесс, достаточно мягкий подход к оценке результатов. Американские корпорации отличает более жесткая по сравнению с европейским бизнесом ориентированность на результат, но и более открытая и прямая коммуникация внутри команды. Азиатские компании отражают общую культуру и правила взаимодействия в японском, корейском, ближневосточном обществе – консерватизм, четкая иерархия, инициатива не приветствуется.
Для международных компаний, особенно крупных корпораций, важны такие качества, как честность, следование корпоративным правилам, готовность выполнять все описанные процедуры и обязанности, предполагаемые в данной должности.
В целом нужно быть готовым к тому, что стратегические решения в глобальных корпорациях принимаются в разы дольше, чем даже в крупных российских федеральных компаниях. Придется относиться с пониманием к корпоративной бюрократии и смириться с необходимостью изучить множество инструкций и положений.
4. Действия сверх регламента. Умение следовать правилам поразительным образом соседствует с готовностью брать на себя ответственность, не предусмотренную исходным набором обязанностей.
Сейчас компании готовы приглашать на ключевые роли кандидатов, которые не боятся принимать быстрые и масштабные решения и нести за них ответственность. Как показала пандемия, работодателям нужны менеджеры, мыслящие быстро и нестандартно. И международные компании, в которых много лет главенствовали процедуры, взвешенный подход и разработка долгосрочных стратегий чуть ли не на века и которые вырастили управленцев, не способных быстро думать и брать на себя риск, хотят все чаще видеть российских менеджеров, не боящихся трудностей и потрясений. Так что наши руководители по сравнению с их европейскими, американскими или восточными коллегами могут выгодно отличаться отсутствием стереотипов, готовностью быстро адаптироваться и не бояться делать что-то сверх утвержденного регламента. Больше всех международным нанимателям сейчас интересны российские менеджеры, управляющие НИОКР, IT-директора, технические руководители – за счет их сильной образовательной базы и умения нестандартно мыслить. Хотя есть спрос и на российских руководителей, специализирующихся на развитии бизнеса, финансах и управлении персоналом.