Пять стратегий уволенных директоров
Как не остаться без дела и зарплаты после ухода с должностиТолько ленивый консультант сейчас не пишет о том, что делать топ-менеджеру после увольнения. У каждого свой рецепт. По нашим наблюдениям, уволенный директор может избрать одну из пяти стратегий. И у каждой есть плюсы и минусы.
1. Стать советником. Это переходный сценарий. Если увольнение неизбежно, постарайтесь получить роль советника при новом генеральном директоре или при собственнике. Это очень неплохой промежуточный вариант, который поддержит материально на период поиска работы и поможет адаптироваться к факту грядущего расставания. Однако на рынке труда эта роль никого не обманет: все понимают, что переход генерального директора в советники – это не повышение. В ранге советника он передает дела и помогает освоиться новому руководителю, обычно в течение 4–6 месяцев.
2. Искать новую работу по найму. Это главный и определяющий сценарий. Многие после увольнения пребывают в праведном гневе и энергично пытаются перейти к конкурентам. Это возможно, если вы не подписали соглашение о запрете на работу на конкурентов в течение определенного времени после увольнения, обычно это от 6 до 12 месяцев, и зарплата за этот период будет включена в ваш выходной парашют, если он вообще будет. При нарушении соглашения весь парашют придется вернуть и приготовиться пережить все прелести черного PR. Разумно встретиться с лучшими хедхантерами и понять, кто действительно способен вам помочь. На порталах подбора персонала и поиска работы и в профессиональных соцсетях серьезную управленческую позицию искать бессмысленно.
Самое важное – ходить на собеседования без горечи, обиды на судьбу и прежнего работодателя и без заносчивости. Большинство ходят именно с этим букетом и через 2–3 отказа утверждаются во мнении, что их никто не наймет, потому что они слишком хороши для потенциальных работодателей. А на самом деле они просто бессознательно отталкивают от себя нанимателей своим поведением на собеседованиях. Как бы ни было неприятно ходить на собеседования, это очень развивает навыки продажи себя работодателям.
3. Перейти в совет директоров. Потерпев несколько неудач с трудоустройством, многие переключаются на поиск места в советах директоров, спеша проинвестировать остаток парашюта в сертификат независимого директора (необязательный для работы в советах директоров, к слову сказать). Сделать карьеру в советах директоров – самое распространенное заблуждение уволенных топ-менеджеров. Мест в советах гораздо меньше, чем желающих, а прилично оплачиваемых буквально единицы. Но если вас все-таки позовут, соглашайтесь обязательно, даже если придется трудиться бесплатно. Обычно членам советов директоров вовсе не платят или платят очень мало по сравнению с заработками гендиректоров. Но это даст возможность быть занятым делом, не оборвать контакты с бизнесом. К тому же будет потом что вписать в резюме.
4. Переквалифицироваться в коучи, менторы, консультанты. Не найдя альтернативного сравнимого источника доходов, руководители твердо решают, что лучше делиться знаниями и развивать жаждущих. Вы сможете переучиться на коуча в бизнес-школах и на платных курсах во множестве других образовательных организаций. Искать клиентов – стартаперов или некрупных предпринимателей – можно на открытых платформах для коучей и менторов. Однако вряд ли удастся много заработать.
Очень продвинутое долгосрочное решение – создать личный консалтинг. Главная проблема – не построить личный бренд (для этого есть масса умных западных книг), а продать свои услуги. К тому же нет гарантии, что вам потом заплатят. Если вы зарегистрируетесь как ИП, международные компании и некоторые корпорации не смогут или не захотят с вами работать напрямую. А если создадите юрлицо, вам надо будет проходить через тендеры и закупочные комиссии, где конкурировать придется с большими консалтинговыми компаниями. Этот путь потребует много времени и сил, но зато вы опять станете хозяином положения.
5. Переключиться на проектную занятость. Проектная занятость топ-менеджеров – очень деликатная история, поскольку все управленческие проекты конфиденциальны, да и уважающие себя топ-менеджеры по понятным соображениям не хотят красоваться на разных сайтах с надеждой на перспективный заказ во взоре. В мире закрытые проектные интернет-платформы для топов существуют не первое десятилетие. Например, на крупнейшей платформе GLG зарегистрировано более 700 000 топ-менеджеров, заинтересованных в проектной работе. Проектов, подходящих российским руководителям, на зарубежных платформах крайне мало. В России уже появляются свои подобные сервисы. Как бы то ни было, проектная занятость будет развиваться вместе с ростом экономики совместного потребления и распространением цифровых технологий. И этот тренд не может не охватить и руководителей высшего звена.