Как переработки губят здоровье работников российских компаний

Две трети россиян постоянно перерабатывают. Что делать работодателям, чтобы сохранить здоровье работников и их продуктивность?
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Портал HeadHunter.ru и страховая компания «Росгосстрах жизнь» недавно выяснили, что свыше 70% работающих россиян регулярно перерабатывают. Июньский опрос 2106 респондентов из всех федеральных округов России показал, что около трети респондентов (28%) остаются после работы, потому что не могут или стесняются отказать руководителю или коллегам в помощи с выполнением дополнительных задач.

При этом каждый шестой (16%) сетует на усталость и общее снижение продуктивности, которые мешают выполнять задачи в срок. А каждый седьмой (15%) берет на себя слишком много обязанностей и не рассчитывает время, необходимое на их выполнение.

В России давно сложилась корпоративная культура, в которой не принято ровно в 6 часов вечера вставать с рабочего места и уходить, говорит Виктория Петрова, исполнительный директор консалтинговой компании «ЛюдиPeople». Часто таким образом сотрудники демонстрируют свою лояльность начальству, немалую роль играет и страх перед увольнением за невыполненные задачи, которых в пандемию у каждого работника много, поясняет она.

Переработок стало еще больше во время пандемии – и не только в России, но и во всем мире, говорит партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. Он приводит в пример западное исследование, которое выявило, что сейчас один из пиков отправки электронных писем приходится на время с 8 до 9 часов вечера.

По данным исследования, перерабатывают 76% офисных работников и 71% работающих из дома. Чаще всего сверхурочно работают сотрудники частных средних и крупных компаний (по 75% респондентов). В компаниях малого бизнеса – 70%. В госсекторе – 69%.

Работы меньше не становится, и росту нагрузки способствовал переход на дистанционный режим. По данным опроса 1600 работников, проведенного порталом Superjob в июле этого года, 33% респондентов отметили, что с переходом на дистанционную занятость их нагрузка выросла. В декабре 2020 г. таких было 24%.

Бесплатные часы

Официально сверхурочные часы отрабатывают в основном работники производственных компаний: работодатель издает приказ, работники трудятся сверх смены и получают дополнительные деньги, на многих производствах это помогает получить прибавку к зарплате и подчас сотрудники специально затягивают с выполнением плана, чтобы поработать сверхурочно и больше заработать, делится наблюдениями Петрова.

По Трудовому кодексу сверхурочная работа оплачивается в полуторном размере за первые два часа и в двойном размере за дальнейшие сверхурочные часы или работу в выходные, объясняет Ксения Михайличенко, адвокат, руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры». Однако эти часы будут оплачены, только если работодатель издал официальный приказ о дополнительной работе, поясняет она. Юрист вспоминает, как лет пять назад суды были завалены исками от офисных сотрудников, которые пытались доказать, что работодатель не оплатил их переработки. Однако ни один сотрудник по такому делу суд не выиграл. Суд указывал на отсутствие официального приказа начальства и не принимал к рассмотрению жалобы офисных сотрудников на то, что из-за завала работы они задерживались каждый день в офисе на три часа после окончания рабочего дня. По закону они имели полное право встать и уйти.

33%

сотрудников российских компаний отмечают, что с переходом на удаленку их нагрузка возросла, показал недавний опрос портала SuperJob.ru 

Судя по результатам исследования, за прошедшие пять лет ничего не изменилось. Каждый второй респондент из числа перерабатывающих россиян делает это безвозмездно. Не берут деньги за дополнительные часы работы юристы (81%), работники банковско-финансового сектора (76%), сферы управления персоналом и тренингов (72%), сферы маркетинга, рекламы и PR (69%).

Плохое самочувствие

Результат переработок плачевный. Почти половина россиян – 46% – испытывают из-за этого проблемы со здоровьем. Каждый второй жалуется на боли в спине и пояснице, у 43% ухудшилось зрение, у 41% появились или усилились головные боли, у 29% появился лишний вес, у 24% стали болеть ноги, а у 19% возникли или усилились «профессиональные заболевания». Многие испытывают стресс, депрессию, тревожность.

Как выяснилось, больше всего проблем со здоровьем у работников сферы управления персоналом и тренингов (74% от общего числа перерабатывающих работников этой отрасли).

На 2-м месте – работники сферы маркетинга, рекламы и PR (73%). На 3-м – административный персонал (71%). На 4-м – работники строительной отрасли (66%). 5-е место заняли студенты и молодые специалисты в начале карьерного пути (64%). Им хочется хорошо зарекомендовать себя перед нанимателями, они берутся за работу с особым рвением и охотно задерживаются на работе.

Переработки и продуктивность

Проблемы со здоровьем могут привести к падению производительности труда, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. В пандемию, объясняет Финкельштейн, компании выбирают два противоположных способа повышения продуктивности: одни стали больше контролировать сотрудников на удаленке, чтобы те занимались работой, а не посторонними делами, другие, напротив, дали сотрудникам больше свободы, чтобы тратить меньше времени на согласование решений. Российские компании, говорит он, пошли в большинстве своем по первому пути и усилили контроль.

46%

россиян жалуются, что сверхурочная работа и связанный с ней неправильный образ жизни плохо влияют на их здоровье, по данным HeadHunter.ru

Те же, кто работает очно, а не в удаленном режиме, продолжают держать сотрудников на работе по 40 часов в неделю, хотя многие сотрудники при этом либо отсутствуют часть времени на рабочем месте, либо занимаются перекурами и тянут время, замечает Петрова. По ее мнению, сберечь здоровье людей и повысить их производительность помогла бы 35-часовая рабочая неделя. Сокращение официального рабочего времени заставило бы людей проявлять большее усердие в работе и меньше времени терять впустую, оставляя больше времени на семью, здоровье, спорт, полагает Петрова.

Пока в России мерилом плодотворной работы будут усталость и потраченное время, переработки останутся нормой трудовой жизни и бороться с ними бесполезно, убежден Финкельштейн.

Дело нанимателя

Многие хронически перерабатывающие работники не заботятся о своем здоровье. Согласно исследованию, треть пострадавших хотя бы раз отменяли запланированный поход к врачу из-за необходимости задержаться на работе. А почти половина работали, имея оформленный больничный лист. Люди также пренебрегают возможностью пройти бесплатную диспансеризацию по ОМС.

Чтобы сохранить здоровье, надо как минимум регулярно проходить медосмотры и обращаться к специалистам, если самочувствие ухудшается, говорит руководитель управления по развитию дополнительных сервисов страховой компании «Росгосстрах жизнь» Гульнара Орлова.

Крупные страховые компании, в частности «Росгосстрах», «РЕСО-гарантия» и др., предлагают сервис медосмотров разной периодичности в составе корпоративных программ ДМС. Медосмотры как дополнительная услуга предусматриваются и в программах страхования жизни сотрудников, их покупают многие крупные компании, рассказывает представитель компании «Росгосстрах жизнь». Кроме того, говорит он, крупные компании все чаще запрашивают страховку от риска серьезных болезней (например, онкология или сердечно-сосудистые заболевания), а некоторые хотят отдельно застраховать риски для здоровья и жизни, возникающие из-за коронавирусной инфекции.

39%

сотрудников российских компаний говорят, что в их рабочем коллективе негласно принято работать после окончания рабочего дня, выяснил HeadHunter.ru

Стимулировать сотрудников следить за своим здоровьем можно также управленческими методами. Финкельштейн приводит в качестве примера бесплатные карточки на питание, которые выдаются сотрудникам на некоторых производствах. Если сотрудник не сходил в столовую в тот день, когда выдана карточка, деньги на ней сгорают. Можно также стимулировать сотрудников вносить в рабочий календарь обязательные занятия спортом и при этом обеспечивать их корпоративными абонементами в фитнес-клубы или построить фитнес-центр на предприятии, если люди работают целый день на закрытой территории, говорит Финкельштейн.