Как увеличить долю везения в карьере
Многим высшим руководителям достичь успеха помогли не только труд и способности, но и доля везения. Но везение можно культивироватьВсем желающим сделать карьеру приходится действовать в условиях максимальной неопределенности. Чтобы добиваться успеха, им нужно быть готовыми к непредвиденному и получать положительный результат за счет способности делать глубокие выводы из случайных наблюдений. Другими словами, им важно развивать интуитивную прозорливость (серендипность) – способность не упустить счастливый случай и использовать незапланированное благоприятное стечение обстоятельств.
Как культивировать продуманное везение? Попробуйте расставлять «крючки» и закладывать «мины». Эти две техники помогут в любой момент привлечь себе на помощь силу интуитивной прозорливости. Вот как их можно применять.
Расставляем «крючки»
«Крючки» нужны, чтобы обратить на себя внимание окружающих и выяснить, чем они могут быть интересны для вас. Сначала нужно определить зацепки для разговора в парке или в Zoom – чтобы ухватить потенциальные пересечения. Например, на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» – предприниматель говорит примерно следующее: «Моя главная страсть – помогать людям налаживать контакты, сейчас я занят в образовательном секторе, в последнее время стал задумываться о философии, а моя настоящая любовь – игра на фортепиано». В этом ответе четыре «крючка»: увлечение (соединять людей), профессиональная принадлежность (образование), интерес (философия) и любимое занятие в свободное время (игра на фортепиано). Если бы он ответил просто: «Я работаю в образовании», – у собеседников практически не было бы возможности совместить это со своим опытом. Зато, установив несколько «крючков», он с большей вероятностью создает ситуацию, в которой в ответ может прозвучать что-то вроде: «Какое совпадение! Я подумываю создать компанию, специализирующуюся на установлении контактов и связей. Давайте это обсудим!» Когда есть за что зацепиться, окружающим проще обнаружить и определить то, что перекликается с их жизнью или поиском, и появляется больше шансов случайно отыскать что-то ценное.
Можно дать возможность обозначить зацепки и окружающим. Один из приемов – по-другому задавать вопросы и быть готовым к неожиданным ответам. Представьте, что вы участвуете в (виртуальной) конференции и знакомитесь с новым человеком. Можно на автопилоте спросить: «Чем вы занимаетесь?» Обычно вы тем самым загоняете собеседника в угол. А можно выбрать более широкую формулировку, например: «А вы над чем работаете?» или «А что сейчас на повестке у вас?» Такие наводящие вопросы могут привести к неожиданным открытиям, потому что вы оставляете второй стороне возможность тоже обозначить одну или несколько потенциальных зацепок.
«Крючки» можно расставлять не только в частной беседе, но и на мероприятиях, даже если вы не докладчик – например, можно взять слово в ходе обсуждения вопросов из зала и обратиться к спикеру: «Спасибо за воодушевляющее выступление. Как человек, недавно проходивший на собственном опыте [такие-то этапы] и ставящий перед собой [такие-то задачи], я до глубины души проникся тем, что вы сказали [по такому-то вопросу]. Что бы вы посоветовали делать мне и тем, кто сегодня оказался в схожей ситуации?» Так вы всем присутствующим даете возможность оценить, насколько ваша история, жизнь и карьера перекликаются с их историей, жизнью и карьерой. По моему опыту, в аудитории из пары сотен человек несколько участников обычно отреагируют на подобные слова и постараются вас разыскать: «Надо же! Я недавно столкнулся с такой же ситуацией».
Закладываем «мины»
Используя технологии и пространственный дизайн, чтобы обеспечивать соприкосновение с разными группами контактов, можно создавать целые наборы (контейнеры) потенциальных возможностей – «мины» интуитивной прозорливости.
Одна из тактик – писать наудачу электронные письма интересующим вас людям. У меня есть несколько знакомых управленцев, которые это практикуют, и вы удивитесь, когда узнаете, насколько часто получатели этих непрошеных писем (например, руководитель, который намеревался расширять свою деятельность именно в том направлении, о котором говорится в электронном сообщении) на них отвечают, потому что обнаруживают общие интересы или причины для продолжения общения. Если не получается найти электронный адрес, можно попробовать написать в соцсетях. Мы не можем знать о человеке все, поэтому, когда вы закладываете такую «мину», вы создаете новые возможности. Эта почти безрисковая стратегия помогает расширить сеть контактов и подготовить почву для случайных счастливых находок.
«Мины» можно закладывать и в организации. Один из традиционных способов – пригласить коллегу из другого подразделения на кофе или видеоконференцию. Компании и инкубаторы разработали огромное количество механизмов, обеспечивающих общение разных звеньев в коллективе. К ним можно отнести итоговые совещания с разбором полетов (сотрудникам предлагается делиться идеями, которые не сработали и которые могут пригодиться в других случаях). Где-то используют гибкую планировку пространства (чтобы создавать ситуации, когда сотрудники разных отделов и направлений будут сталкиваться друг с другом). Все это обеспечит возможности для счастливых случайных находок.
Об авторе: Кристиан Буш – преподаватель программ лидерства, инноваций и предпринимательства в Нью-Йоркском университете и Лондонской школе экономики
Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь