Что о вас знают в социальных сетях

И как перехитрить алгоритмы, чтобы изменить свою цифровую репутацию
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Социологи полагают, что наша карьера в первую очередь определяется тем, как нас видят другие: считают ли они успешными наши действия и поступки, как оценивают наш характер и мотивацию, ставят ли нас выше или ниже коллег. Те, кто руководствуется принципом «не думай о том, что думают о тебе другие», могут испортить себе карьерный путь.

Лучший способ понять, кто мы, – разобраться, как окружающие воспринимают нашу репутацию и наш личный бренд. Для этого можно обратиться к коллегам за неформальным советом или пройти официальную процедуру оценки персонала. Не так давно, когда мы общались с коллегами и клиентами лично, а не в дистанционном режиме, они составляли представление о нас на основе физических показателей вживую – например, силы нашего рукопожатия и звучания голоса. У нас не было возможности узнать, как нас видят другие, а обратная связь состояла только из сигналов, которые они нам подавали, – улыбаются люди или зевают, смотрят нам в глаза или отводят взгляд – или из того, что нам говорили в лицо.

Но теперь мы общаемся в основном в интернете, и у нас есть доступ почти ко всей информации, которую получают о нас другие. Гора данных, которую каждый из нас оставляет за собой, – это сырье, на основе которого о нас делает выводы не только искусственный интеллект (ИИ), но и люди и компании. Изучая эти данные, они быстро оценивают наши личные и профессиональные качества – особенно когда решают, стоит ли нанимать нас на работу, инвестировать в наши стартапы, сотрудничать или конкурировать с нами.

Даже если мы скроем аккаунты в социальных сетях, любому человеку будет доступно немало информации о нас – главное, захотеть ее найти. Корпорации легко оценивают нас по цифровым образам: анализируют наши вкусы, записывают в ту или иную демографическую категорию и предлагают соответствующую рекламу. Не сомневайтесь – рекрутеры, инвесторы, коллеги и конкуренты тоже используют эту информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы о том, кто мы такие, что для нас важно и каковы наши шансы на успех в разных ситуациях.

И если люди и компании опираются на наши данные, чтобы оценивать нас и влиять на нас, мы, в свою очередь, можем изменить свой образ, чтобы повлиять на них. Понять, как создаются и используются наши онлайн-профили, а также разобраться, как их редактировать, – важный шаг к карьерному успеху.

Как понять алгоритм

Многие считают, что алгоритмы невозможно обмануть или перехитрить, – но на самом деле ИИ ошибается так же, как обычные люди. Он ищет сигналы и паттерны и делает выводы на их основе – прямо как человек, только менее гибко и более предсказуемо. Если вы понимаете, по какой формуле он работает, то можете создать образ, который хотите показать миру. Достаточно изменить всего несколько пикселей, и ИИ примет фотографию кота за миску с соусом – так что небольшие изменения в вашем онлайн-профиле тоже могут подвести его к совершенно другим выводам.

Вот несколько элементов, которые влияют на восприятие вашего онлайн-образа.

Фотографии. Не все особенности внешности можно изменить, но кое-что все же поправимо. Можно либо скорректировать свой внешний вид в реальности (наняв стилиста или попросив совета у знакомых, следящих за модой), либо купить программу, чтобы редактировать фотографии. Еще один подход – использовать инструменты наподобие Touch Up в Zoom, которые улучшают внешность во время видеозвонков и конференций.

Видеоролики. Программы анализа (как и люди) делают выводы на основе выложенных в интернет видеороликов. Некоторые приложения – например HireVue – декодируют и интерпретируют язык тела и мимику во время собеседований. На основе полученных данных клиенты оценивают кандидатов, определяют их сильные и слабые стороны и решают, стоит ли их нанимать.

Когда вы выкладываете свои видео в открытый доступ, убедитесь, что они представляют вас в лучшем свете, а ваша внешность, речь и поведение достаточно корректны. Если не хотите, чтобы люди видели вас в том виде, в котором вы появляетесь на видео, не публикуйте его или постарайтесь удалить.

Интонации. Интонации на видео- или аудиозаписях могут отражать ваши эмоции и свидетельствовать о вашей искренности (или неискренности). Существует довольно развитая сфера точных социальных наук, позволяющая делать на основе физических качеств речи выводы об эмоциях, настроении и особенностях характера. Кроме того, по голосу можно догадаться о состоянии здоровья.

Чтобы не пускать все на самотек, наймите опытного менеджера, преподавателя вокала или актерского мастерства – человека, который бы объяснил, как вы звучите, и научил производить желаемое впечатление.

84%

работодателей, по данным опроса, проведенного порталом HeadHunter в марте 2019 г., проверяют страницы кандидатов в соцсетях и только 16% этого не делают. При этом 22% компаний проверяют страницы кандидатов на любые должности, а 16% – только на некоторые должности. 46% работодателей делают это время от времени, если менеджер по подбору персонала сочтет необходимой такую проверку

Подбор слов. Технологии анализа письменных и устных текстов развиваются очень быстро. Например, суперкомпьютер IBM Watson умеет анализировать эмоциональную окраску и стиль речи и создавать на основе этого профиль личности. Эта технология называется «обработка естественного языка» (Natural Language Processing, NLP): она соотносит определенные слова со свойствами характера, уровнем интеллекта и интересами человека. Очевидно, нужно следить, что и как вы говорите.

Не существует универсальной формулы для интерпретации письменной или устной речи, но ученым удалось обнаружить несколько паттернов. Например, использование позитивно окрашенной лексики ассоциируется с открытостью и общительностью. Если вы хотите показаться более общительным, уверенным в себе и открытым, чаще употребляйте такие слова, как «здорово», «интересно» или «приятно». Люди с более чувствительным и пессимистичным складом характера чаще используют негативно окрашенную лексику – например, такие слова, как «боюсь», «беспокоюсь», «волнуюсь». Умные и любознательные чаще употребляют сложные и необычные слова – «нарратив», «лейтмотив» или «дискурс». И неудивительно, что бранная лексика может свидетельствовать об асоциальных и психопатических тенденциях, а злоупотребление местоимениями первого лица («мой», «меня» и особенно «я») – о склонности к нарциссизму.

Посты, репосты и лайки в социальных сетях. Их можно анализировать по трем параметрам: качеству, количеству и содержанию. Доказано, что они коррелируют со свойствами личности, убеждениями, политическими предпочтениями и потребительским поведением. Крупные компании не признают, что используют их для поиска или оценки кандидатов, но можно быть уверенным, что они это делают. Согласно многим научным исследованиям, поведение в социальных сетях точно отражает важнейшие черты личности.

Поэтому и стартапы (например, Humantic, Crystal Knows или Receptiviti), и крупные корпорации вроде IBM с их IBM Watson предлагают такую услугу, как анализ профилей и постов кандидатов в Facebook, Twitter и LinkedIn и оценка сильных и слабых черт их характера, которые могут сказаться на работе. Когда вы постите, репостите или лайкаете что-нибудь в социальных сетях, представьте себе, что делаете это перед виртуальной аудиторией, состоящей из ваших потенциальных начальников, коллег, инвесторов и партнеров. Конечно, их лучше вдохновлять и просвещать, а не злить и отталкивать. Уоррен Баффетт считает, что самые успешные компании приводят своих клиентов в восторг, – постарайтесь вызвать такую же реакцию у тех, кто тратит время на поиск и анализ ваших профилей в социальных сетях.

Как перехитрить алгоритм

Цифровые профили становятся все сложнее, запутаннее и в то же время важнее для наших личных и профессиональных брендов. Перед тем как выстраивать свой образ, сначала поймите, кто будет его оценивать. В зависимости от вашей отрасли, должности и уровня в организации целевой аудиторией профиля могут оказаться потенциальные работодатели, сотрудники, инвесторы, контрагенты, журналисты, активисты и даже политики или чиновники.

Определите, какое впечатление вы хотите произвести на каждую из этих групп и по каким источникам разные люди будут судить о вас? Кому-то будет достаточно просто добавить, удалить или отредактировать одну фотографию, видеоролик или пост – а другим понадобится более сложная и долгая работа.

Иногда процесс редактирования профиля в соцсети может стать чрезвычайно сложным и запутанным – и тогда между людьми и искусственным интеллектом начинается настоящая «гонка вооружений». Скажем, исследователи из Кембриджского университета установили, что у тех, кто лайкает на Facebook картошку фри в виде спиралек, более высокий IQ, – и эти фотографии стали собирать намного больше лайков: видимо, те, кто прочитал об этом исследовании, тоже захотели понравиться алгоритму. После этого ИИ наверняка исправил алгоритм и перестал считать эти лайки признаком высокого IQ, хотя логично было бы предположить, что у тех, кто прочитал эту статью и сделал из нее выводы, все же достаточно высокий интеллект, по меньшей мере эмоциональный.

Чтобы впечатлить алгоритмы, людей и компании, которые пытаются вас оценить, нужно проанализировать не только собственный профиль, но и профили других членов вашей референтной группы. Ключ к успеху – одновременно выделиться на общем фоне и вписаться в коллектив.

Как говорится, у вас есть только один шанс произвести первое впечатление. Профилей в социальных сетях это тоже касается – и всего несколько пикселей могут все изменить.

Об авторах: Бен Даттнер – консультант по развитию компаний, основатель Dattner Consulting; Томас Чаморро-Премузик – главный специалист по кадрам в Manpower Group, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете.

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь