В СФ подготовили законопроект о платеже маркетплейсов в пользу «Почты России»
Пакет поправок Кутепов направил в аппарат вице-премьера Дмитрия Григоренко, там подтвердили получение. Изменения предлагается внести в закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в России» и ст. 26 закона «О почтовой связи».
Кутепов в своей инициативе ссылается на поручение председателя СФ Валентины Матвиенко от 29 декабря о подготовке предложений по финансовому оздоровлению «Почты России» и сохранению региональных подразделений.
Исходя из оборота трех крупнейших российских маркетплейсов в 2023 г., общая сумма инфраструктурного платежа могла бы составить 21 млрд руб., говорится в пояснительной записке. В ней также сказано, что такая мера могла бы поддержать работу 27 000 отделений «Почты России» в труднодоступных и удаленных населенных пунктах, которые ранее сам оператор называл убыточными.
Кроме инфраструктурного платежа, Кутепов предложил закрепить за «Почтой России» статус федерального гарантирующего поставщика товаров электронной коммерции. Он также считает, что государству следует поддержать оператора через капитальные вложения в создание и развитие его инфраструктуры и финансовую помощь. Государственное субсидирование «Почты России» было отменено в 2014 г.
Кутепов также предложил создать реестр маркетплейсов, куда будут входить площадки с оборотом более 1 млрд руб. в год, и обязать их ежеквартально предоставлять информацию об объеме онлайн-торговли. Также платформы должны обеспечить доставку своих товаров в любой населенный пункт России, в частности через соглашение с федеральным гарантирующим поставщиком.
В пресс-службе «Почты России» не смогли оперативно прокомментировать информацию о поправках.
В сентябре Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) выступила с инициативой закупить у «Почты России» сервисы и услуги на 33,5 млрд руб. в 2024 г. Она была озвучена в ответ на предложение обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд руб., уплачивать почтовому оператору инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. Это предложение было сделано «Почтой России» Минцифры в мае 2023 г. Но в правительстве инициативу не поддержали.
В декабре основательница Wildberries Татьяна Бакальчук сообщала, что маркетплейсы сформировали с «Почтой России» дорожную карту о закупке услуг и сервисов на 2024 г. Новая схема сотрудничества должна стать выгодной для всех сторон альтернативой сбора инфраструктурного платежа с интернет-компаний.