СМИ: РАТЭК выступила против эксперимента с маркировкой электроники

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК направила в Минпромторг письмо с предложением отказаться от маркировки смартфонов и ноутбуков. Об этом сообщает «Коммерсантъ», ознакомившийся с текстом письма.

В январе Минпромторг опубликовал проект постановления, предлагающего проведение в несколько этапов с 1 декабря 2023 г. по 28 февраля 2025 г. эксперимента по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции, в том числе ноутбуков, мобильных телефонов и смартфонов. В пояснительной записке к документу говорится, что эксперимент вводится в целях апробации механизма маркировки как инструмента противодействия незаконному обороту промышленной продукции и адаптации участников оборота товаров к введению обязательной маркировки.

РАТЭК же настаивает, что российский рынок электроники является достаточно легальным: около 70% товаров реализуется через федеральные и региональные торговые сети. Источник «Коммерсанта» утверждает, что что одна из крупнейших сетей посредством РАТЭК давно пытается противодействовать инициативам по отслеживанию рынка смартфонов и ноутбуков, что может говорить о возможном наличии серых схем поставок.

При этом издание пишет, что маркировку поддерживают российские производители электроники, которые видят в ней дополнительную возможность контроля за импортной техникой. В Fplus сообщили, что маркировка обеспечит прозрачность импорта. Президент ГК «Аквариус» Владимир Степанов считает, что маркировка поможет бороться с контрафактом и повысить доверие потребителей.

Протестировать маркировку электроники планировалось еще в середине 2022 г. Но тогда список товаров, подлежащих включению в эксперимент, был сокращен по сравнению с первоначальным, разработанным в 2021 г. В частности, тогда из него убрали сотовые телефоны, смартфоны, ноутбуки и планшеты, запоминающие устройства. В ноябре 2023 г. в список включили еще 15 видов радиоэлектронной продукции.

Государственная система маркировки запущена в 2019 г. с целью противодействия фальсификату и возможности для покупателя отследить путь от производителя до прилавка. Приложение «Честный знак», которое по коду выдает информацию о товаре, уже включает сведения по молочной продукции, бутилированной воде, безалкогольным напиткам, табаку, пиву, обуви, товарам легкой промышленности, шубам, шинам, духам, фотоаппаратам, медицинским изделиям, креслам-коляскам, антисептикам, БАДам и лекарствам.