Из ФНБ на третий этап расширения БАМа и Транссиба могут выделить 218 млрд рублей
«Есть ряд проектов, которые обсуждались. Это развитие Восточного полигона, третий этап, привлечение туда средств ФНБ... цифра была предварительная – порядка 200-218 млрд руб.», – рассказал он.
В конце прошлого года, напоминает агентство, Иванов оценивал реализацию третьего этапа программы в 600 млрд руб. В марте же он рассказал о поданных «БТС-мост» концессионных заявках на строительство четырех объектов БАМа в рамках этого этапа, общий объем инвестиций составит порядка 588 млрд руб.
Первый этап расширения Восточного полигона был реализован в 2013–2018 гг. и обошелся в 520,5 млрд руб., включая 349 млрд руб. средств РЖД. Второй этап программы реализуется с 2018 по 2024 г. Ожидается, что итогом расширения пропускной способности полигона станет снижение времени доставки грузов по железной дороге с Дальнего Востока до западной границы России с двух недель до одной.
Второй этап предполагает строительство 263 объектов и увеличение провозной способности в 2024 г. до 180 млн т со 158 млн т по итогам 2022 г. В течение 2023 г. в рамках проекта должно быть построено 138 объектов и перевезено 173 млн т грузов.
Проблемы с вывозом грузов по Восточному полигону обострились после начала спецоперации на Украине и введенных из-за нее антироссийских санкций. Они, в частности, ограничили перечень товаров, который поставлялся в Европу и практически лишили российские суда возможности захода в европейские порты.
Чтобы разгрузить Восточный полигон от низкомаржинальных грузов, в первую очередь угля, власти в марте 2022 г. приостановили действие правил недискриминационного доступа (ПНД, определяют очередность перевозки грузов) к железнодорожной инфраструктуре. В феврале РЖД предложила продлить приостановку действия ПНД, на заседании правкомиссии 26 мая это предложение было поддержано.