Правительство отозвало законопроект о договорах «вези или плати» для ж/д перевозок

Правительство РФ отозвало законопроект о нормативно-правовой базе для введения на железной дороге договоров «вези или плати» (ship-or-pay, или take-or-pay). Об этом сообщается в карточке проекта в электронной думской базе.

«Вези или плати» – это схема договора, который устанавливает обязательства перевозчика (в данном случае РЖД) вывезти определенный объем груза клиента. Клиент обязуется предоставлять грузы к перевозке.

Законопроект был зарегистрирован в декабре 2021 г. В пояснительной записке к нему отмечалось, что введение необходимой нормативной базы для заключения договоров «вези или плати» позволило бы гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечить перевозку грузов в рамках долгосрочных договоров.

Идея о создании механизма «вези или плати» на железной дороге обсуждалась несколько лет. Как писали осенью 2021 г. «Ведомости», из законопроекта в ходе обсуждений исключили пункт о предоставлении приоритетного доступа к инфраструктуре для тех, кто заключит с РЖД договоры «вези или плати».

Предполагалось, что с 2022 г. по 2024 г. такие договоры смогут заключать только те, кто отправляет уголь Кузбасса на восток по экспортным направлениям. Нештрафуемый предел отклонений от контрактных объемов в проекте предлагалось установить на уровне 5% как для грузоотправителя, так и для перевозчика.

Как писали ранее «Ведомости», погрузка на сети РЖД за 4 месяца 2023 г. продемонстрировала символический рост в 0,2% относительно того же периода прошлого года и составила 411 млн т. Это первый случай с начала года, когда объем грузопотоков накопительным итогом с начала года оказался выше прошлогоднего уровня.