Российские авиакомпании попросили освободить их от налога на сверхприбыль

Российские авиакомпании просят освободить их от уплаты налога на сверхприбыль (windfall tax), поскольку отрасль не является сверхприбыльной, заявил заместитель главного бухгалтера по налоговому учету авиакомпании «ЮТэйр» Виктор Сахаров в ходе выступления на Петербургском международном юридическом форуме.

«Фактически та прибыль, которая была получена от субсидий в 2022 г., она будет израсходована на то же обслуживание флота, где-то – возможно на обновление, на покупку запчастей. С учетом этого предложение от отрасли – все-таки освободить авиацию от этого налога дополнительного, потому что она не является сверхприбыльной отраслью», – цитирует Сахарова «Интерфакс».

По его словам, средняя рентабельность авиации «редко превышает 2%, а в последние годы она от 0 до 1%». В то же время, как отметил Сахаров, это «единственная отрасль, где налоговая нагрузка вообще стоит отрицательная: то есть фактически авиация получает из бюджета больше денег, чем в бюджет платит».

4 мая «Известия» писали, что в 2023 г. субсидирование программы выполнения региональных полетов в обход Москвы сократилось с 9 млрд до 7,5 млрд руб. В связи с этим авиакомпании начали отменять внутренние рейсы из-за сокращения господдержки. По словам одного из источников издания, Росавиация подошла к вопросу «формально», убрав из программы те маршруты, на которые перевозчики еще не заключили договоры о софинансировании рейсов с региональными властями.

Бюджетный процесс при этом в регионах устроен по-разному, поэтому некоторые маршруты подписывались только в начале лета, отметил он. В результате больше всего исключенных из программы рейсов пришлось на Омскую и Тюменскую области, Татарстан, Санкт-Петербург, Дагестан и Северную Осетию.

В тот же день Росавиация пообещала сохранить субсидируемые рейсы на социально значимых направлениях. Ведомство отметило, что рекомендовало авиаперевозчикам исходить из принципа эффективного перераспределения бюджетных средств и сохранения приемлемого уровня доступности авиаперевозок при пересмотре маршрутов.