Участники IT-отрасли раскритиковали проект ФСБ о передаче данных пассажиров такси

Предложенная ФСБ круглосуточная передача ей данных от агрегаторов такси о средствах платежа и геолокации создаст риски и дополнительные издержки для IT-отрасли и не даст существенных преимуществ для государства. Об этом пишет РБК со ссылкой на заключение АНО «Цифровая экономика» на разработанный спецслужбой проект постановления правительства.

Проект ФСБ о внесудебном порядке получения доступа к информационным системам и базам данных агрегаторов такси был подготовлен в конце марта для реализации закона о такси (вступает в силу 1 сентября 2023 г.). ФСБ также предлагает расширить перечень информации, к которой она сможет получать доступ. Речь идет об электронном мониторинге геолокации и данных о средствах платежа.

В АНО «Цифровая экономика», председателем набсовета которой является вице-премьер Дмитрий Чернышенко, считают, что использованная ФСБ формулировка обяжет передавать информацию о средствах платежа и геолокации не только службы такси, но всех организаторов распространения информации (ОРИ). Сейчас к ним относятся более 300 компаний, в том числе «Яндекс» и VK.

Эксперты указывают на отсутствие у агрегаторов такси технической возможности передавать данные о геолокации в режиме реального времени, а также на то, что мониторинг геолокации дублирует данные, которые уже запрашивают органы безопасности у сотовых операторов в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

В подготовленном ФСБ документе также не раскрыто понятие и объем «средства платежа»: текущая формулировка позволяет запрашивать у агрегаторов неограниченную финансовую информацию о пользователях, которой те не владеют, отмечают в АНО. Для выполнения новых требований службам такси придется создать новые базы данных, на обслуживание которых они будут тратить около 10% от реализации.

С подобными замечаниями по поводу проекта ФСБ выступил также зампред «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, отмечает РБК. Опрошенные изданием участники рынка сочли инициативу спецслужбы избыточной, а также предупредили о возросшей в случае принятия проекта стоимости поездки. Владелец «Ситимобила» People & People также указал на риски утечки информации, поскольку у служб такси нет налаженного канала регулярной передачи большого объема данных.