«Татнефть» может приобрести 50% акций турецкой Aytemiz за $160 млн
Российская компания продолжит серию сделок с M&A и далее, считают аналитикиСумма сделки составит $160 млн, следует из данных платформы.
Aytemiz владеет более чем 570 заправочными станциями в 77 провинциях Турции, говорится на сайте самой компании. В частности, сеть АЗС имеет 10 баз, заправочные, складские терминалы емкостью 250 000 куб. м по всей стране.
Dogan Holding – крупнейшая холдинговая компания Турции, основанная в 1980 г. Она владеет акциями энергетических компаний и СМИ, – например, газетой и издательствами Hürriyet, Hürriyet Daily News и Radikal, а также газетами Posta и Fanatik.
В феврале «Интерфакс» сообщил, что совет директоров «Татнефти» обсудит создание представительства предприятия в Турции, а в июне 2021 г. энергетическая компания подписала с министерством промышленности и технологий Турции меморандум о сотрудничестве в нефтехимической сфере.
«Ведомости» направили запрос в «Татнефть».
Согласно отчетности МСФО, чистая прибыль «Татнефти» в 2022 г. выросла на 43,4% до 284,6 млрд руб. Выручка компании от реализации увеличилась на 18,4% до 1,4 трлн руб., а EBITDA – на 65,7% до 475,2 млрд руб.
По словам аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, на конец 2022 г. у «Татнефти» был отрицательный чистый долг. По отчетности компании, он составлял минус 153,4 млрд руб. против минус 34,3 млрд руб. на конец 2021 г. «Вероятно, денежные средства как раз копились под серию M&A, и мы не исключаем, что она ещё не закончена», – отмечает аналитик.
В последние месяцы «Татнефть» приобрела ряд активов в России и за рубежом. В декабре 2022 г. российская компания подписала соглашение с узбекской «Узкимесаноат» о выкупе завода по производству шин «Биринчи резинотехника заводи», расположенного в Ташкентской области. В результате сделки «Татнефть» должна получить полный контроль над предприятием. А 16 марта 2023 г. финский производитель шин Nokian Tyres сообщил, что получил от «Татнефти» 285 млн евро за свой российский бизнес. Сделка будет завершена после прохождения «регистрационных формальностей в России», отмечали в компании.
Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит предполагает, что «Татнефть» с помощью покупки турецкой компании хочет расширить собственные каналы сбыта, чтобы уменьшить проблемы с логистикой из-за введения потолка цен на российские нефтепродукты и эмбарго на их поставки в Евросоюз. Кауфман добавляет, что наличие собственной «дочки» в Турции позволит «Татнефти» повысить уровень интеграции своего бизнеса.
Как работают нефтепродуктовые санкции
После начала СВО российские нефтепродукты попали под санкции Евросоюза, стран G7 (входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и других недружественных государств. 5 февраля 2023 г. вступили в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России, а также потолок цен на них. Ограничение установлено на уровне в $100/барр. для более дорогих нефтепродуктов (например, дизель и бензин) и на уровне в $45/барр. для более дешевого топлива (мазут). В 2021 г., до введения санкций, на страны ЕС приходилось 62% российского экспорта нефтепродуктов, или 91 млн т.
Кауфман также напоминает, что ранее ключевым рынком сбыта для «Татнефти» были страны ЕС, но санкции вынуждают российских нефтяников искать новых покупателей в странах, которые не присоединились к санкциям. В марте 2023 г. Турция стала крупнейшим импортером российского дизтоплива: поставки выросли в 4,5 раза в годовом выражении до 440 400 барр./сутки, сообщали «Ведомости» . Смит, в свою очередь, ожидает, что все российские нефтекомпании будут совершать больше подобных сделок там, где это возможно.