Польская Orlen намерена требовать от России компенсаций за прекращение поставок нефти
Суд может признать приостановку экспорта форс-мажором, считают экспертыПольская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen собирается через суд требовать возмещения ущерба из-за прекращения поставок нефти по трубопроводу «Дружба». Об этом сообщил гендиректор компании Даниэль Обайтек, передает Reuters.
«Русские прекратили перекачку нефти в Польшу, теперь мы подадим в суд и предъявим наши претензии», – сказал он.
Какие-либо детали готовящегося иска, включая сумму потенциальной компенсации, Обайтек сообщать не стал.
Об остановке экспорта нефти из РФ в Польшу Обайтек сообщил 25 февраля. По его словам, из России поступало около 10% импортируемой Польшей нефти, она будет заменена поставками из других государств. 27 февраля представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что компания должна была прокачать нефть на польские НПЗ в последней декаде февраля, но маршрутные поручения с оплатой не были оформлены, поэтому прокачка была остановлена.
Источник «Ведомостей», знакомый с порядком экспорта нефти по трубопроводу «Дружба», отмечал, что оплату транзита не произвел российский грузоотправитель. Сейчас у PKN Orlen действует контракт с «Татнефтью» на поставку 200 000 т нефти в месяц, срок его действия завершится в декабре 2024 г. Контракт на поставку нефти с «Роснефтью» действовал до января 2023 г., PKN Orlen сообщала, что не будет его продлевать.
Трубопровод «Дружба» был построен в 1960-е гг. для доставки нефти из СССР в страны соцлагеря в Восточной Европе. Он начинается в Самарской области и проходит через Брянск, а затем на территории Белоруссии разделяется на две ветки. Северная ветка проходит через Белоруссию в Польшу и Германию, южная — через территорию Белоруссии и Украины в Чехию, Венгрию и Словакию.
«Дружбу» не затронуло эмбарго ЕС на поставки российской нефти, вступившее в силу 5 декабря прошлого года. В 2022 г. по «Дружбе», по словам источников «Ведомостей», знакомых со статистикой Минэнерго, было прокачано 38,4 млн т. Поставки в Польшу в 2022 г. выросли на 6% до 8,9 млн т («Ведомости» писали об этом 15 января).
Польша неоднократно заявляла о желании отказаться от поставок российской нефти и даже призывала ввести санкции в отношении «Дружбы». Тем не менее в декабре 2022 г. президент «Транснефти» Николай Токарев говорил о том, что в 2023 г. Польша планирует получить 3 млн т нефти по трубопроводу. В январе, по данным «Транснефти», поставки в Польшу составили 500 000 т. PKN Orlen в декабре сообщала, что прекратит импорт сырья по «Дружбе», если ЕС введет санкции против трубопроводных поставок российской нефти.
«Ведомости» направили запросы в PKN Orlen, «Татнефть» и «Транснефть».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что иск польская компания будет подавать к поставщику нефти – «Татнефти», у которой остается контракт на поставку сырья в Польшу. Контракт с «Роснефтью» завершился, напоминает эксперт, и по нему претензий у польской стороны нет.
При этом «Татнефть» в случае судебного разбирательства будет ссылаться на форс-мажор, уверен Юшков. Он поясняет, что государство в лице Минэнерго РФ не утвердило план, по которому происходит прокачка нефти, «Татнефть» не получила разрешение на экспорт в Польшу. «По сути, Россия фактически наложила санкции на Польшу, запретив поставки нефти. Компания может сказать, что не смогла исполнить контракт по не зависящим от нее обстоятельствам», – отмечает аналитик.
По мнению Юшкова, в этой ситуации «любой сколько-нибудь адекватный» арбитраж должен стать на сторону «Татнефти». Претензий к «Транснефти» у PKN Orlen быть не может, считает Юшков, так как нефтетранспортная компания качает нефть по маршрутным поручениям, которые утверждает Минэнерго, а оплачивает прокачку грузоотправитель. «Это пагубная практика, так как во всем мире транзит нефти оплачивает покупатель», – добавляет он.
Партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин считает, что перспективы иска PKN Orlen будут зависеть от условий контракта. Но если возникли обстоятельства, которые стороны не могли предусмотреть и устранение которых по объективным причинам не зависит от их воли, наличие таких обстоятельств, по его мнению, вполне может сыграть в пользу российской стороны.
«Если прекращение поставок нефти стало невозможным из-за введения ограничительных мер, то российская компания может ссылаться на это обстоятельство как на основание прекращения обязательства по поставке», – добавляет ведущий юрисконсульт юридической фирмы «Татюринформ» Анна Куляева.
Федюкин напоминает, что до подачи иска в арбитражный суд стороны, как правило, стараются договариваться во внесудебном порядке. Но геополитическая напряженность, по его мнению, делает такой исход маловероятным. По словам юриста, обычно зарубежные коммерческие арбитражи рассматривают дела в течение полугода, но этот срок может быть продлен и «разбирательства могут длиться годами». В качестве примера он приводит многолетние судебные споры «Нафтогаза Украины» и «Газпрома».
Юшков обращает внимание, что в том случае, если суд все же встанет на сторону PKN Orlen, у последней нет никаких инструментов для принуждения ответчика к исполнению судебного решения. «Польская компания может лишь попытаться найти имущество “Татнефти” за рубежом и попробовать его арестовать», – говорит он.
Эксперт при этом не исключает, что решение о прекращении поставок нефти в Польшу будет закреплено на государственном уровне в виде санкций против этой страны.