Цивилев призвал ввести мораторий на увеличение тарифов на перевозки угля
Губернатор Кемеровской области (Кузбасса) Сергей Цивилев призвал ввести мораторий на повышение тарифов на перевозку угля по железной дороге. С таким заявлением он выступил на совместном заседании комиссий Госсовета РФ по направлениям «Энергетика» и «Транспорт». Об этом сообщила пресс-служба в официальном Telegram-канале главы региона «Цивилев.Live».
Также Цивилев предложил вернуть понижающие коэффициенты при определении платы за экспортные перевозки каменного угля по железной дороге в зависимости от расстояния (в сентябре 2020г. РЖД отменили скидку в 12,8% на экспортные перевозки угля и антрацита для кузбасских компаний, в июне 2022 г. – понижающие коэффициенты к тарифу за экспортные перевозки энергетического угля и дальность расстояния свыше 3300 км) и ввести на ближайшие два года скидки на перевозку угля в направлении портов северо-запада РФ. Кроме того, он призвал запретить разработку и принятие нормативных актов, которые будут приводить к увеличению финансовой и административной нагрузки на российских грузоотправителей, портовиков, операторов и других участников перевозки грузов.
С 10 августа из-за СВО на Украине действует эмбарго ЕС на импорт российского угля. В связи с этим российским угольным компаниям пришлось перенаправлять часть экспортных объемов в Азию. На Европу приходилась значительная часть угольного экспорта: в ЕС в 2021 г. было поставлено 48,75 млн т российского угля.
Запрет усугубил проблемы с вывозом угля на восток, связанные с ограниченными провозными способностями Восточного полигона (БАМ и Транссиб). Это произошло в том числе и потому, что в сторону Азии увеличился поток других товаров, перевозимых по железной дороге. В итоге часть экспорта угля в Азию идет через северо-западные российские порты.
Кузбасс – крупнейший в России угледобывающий регион. Согласно перечню поручений президента Владимира Путина от марта 2021 г., объемы вывоза угля из Кузбасса на восток до 2024 г. должны вырасти на 30% относительно 2020 г., когда из региона в этом направлении было отгружено 55,8 млн т. В 2022 г. отгрузка угля из Кузбасса в восточном направлении упала на 5,5% до 53 млн т.
В марте 2022 г. были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки по сети РЖД перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
В ноябре 2022 г. были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, которые увеличивают на период с 1 января 2023 г. по 31 марта 2023 г. ставку по НДПИ в отношении угля на 380 руб. за тонну. Согласно финансово-экономическому обоснованию, это приведет к дополнительным поступлениям НДПИ в размере 30 млрд руб. в 2023 г. С начала 2022 г. ставка НДПИ для коксующегося угля составляет 1,5% от средней цены на сырье на базисе котировок FOB Australia Premium Coking Coal.