Volkswagen решил закрыть производство в Нижнем Новгороде
Причиной стали вступившие в силу санкции минфина СШАVolkswagen Group Rus в июле начнет сворачивать контрактное производство автомобилей в Нижнем Новгороде на мощностях группы ГАЗ. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к компании. Представитель немецкого концерна говорит лишь о закрытии «собственного офиса в Нижнем Новгороде» 5 июля, учитывая общий высокий уровень неопределенности и невозможность спрогнозировать потенциальное возобновление производства. На вопрос о том, продолжится ли выпуск машин Volkswagen на ГАЗе, он не ответил.
Volkswagen ликвидирует обособленное подразделение в Нижнем Новгороде, проект по сборке автомобилей закрывается с 6 июля, утверждает источник «Ведомостей». Подразделение представляет собой офис, где помимо менеджеров работают служба качества, логистики и инженеры-проектировщики. Они будут сокращены по соглашению сторон, пояснил собеседник. Количество сотрудников, которых затронет процесс закрытия офиса, составляет примерно 60 человек, говорит представитель Volkswagen. Это исключительно собственный персонал немецкого концерна, речи о сотрудниках группы ГАЗ, которые занимались сборкой машин на конвейере, не идет, подчеркнул он.
Представитель группы ГАЗ сказал «Ведомостям», что компания будет искать альтернативную загрузку для своей производственной площадки, на которой выпускались автомобили Volkswagen и Skoda, и не собирается ее ликвидировать. Сейчас на этом производстве сохраняется режим простоя, работники получают 2/3 зарплаты и все соцгарантии, уточнил он. «Основные конвейеры Горьковского автозавода по выпуску техники марки «ГАЗ» продолжают работать в обычном режиме, по графику полной рабочей недели», – добавил собеседник.
Volkswagen собирала машины на площадке группы ГАЗ в Нижнем Новгороде по контракту с 2012 г. Проектная мощность этого производства – 132 000 машин в год. Кроме этого у немецкого концерна с 2007 г. есть собственный завод в Калуге (мощность – 225 000 автомобилей в год). Там же, в технопарке «Грабцево», располагается и завод двигателей компании (мощность – 150 000 моторов в год). В Калуге выпускаются Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Volkswagen Tiguan. В Нижнем – Skoda Octavia, Karoq и Kodiaq, Volkswagen Taos.
Производство Skoda Kodiaq, вероятно, будет перенесено в Калугу, где собирают соплатформенный Volkswagen Tiguan, говорил источник «Ведомостей» в апреле. Он подтверждает эту информацию и сейчас, добавляя, что вопрос с остальными моделями с нижегородской площадки «повис в воздухе». Простой на калужском заводе немецкого концерна может продлиться до конца 2022 г., отмечает он.
В 2021 г. Volkswagen Group продала на российском рынке 199 200 автомобилей, 170 300 из которых было сделано в России: 118 000 – в Калуге и 52 300 – в Нижнем Новгороде. Доля рынка концерна составила 11,9%. По итогам пяти месяцев 2022 г. (последние доступные данные) продажи входящих в концерн Skoda, Volkswagen и Audi снизились на 67% (13 990 машин), 66% (13 787) и 62% (2790) соответственно, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса.
В 2018 г. группа ГАЗ подпала под санкции минфина США по причине принадлежности бизнесмену Олегу Дерипаске (также под санкциями). На протяжении четырех лет Управление минфина США по контролю за зарубежными активами выдавало компании лицензии, которые отодвигали срок вступления санкций в силу. Это позволяло Volkswagen продолжать сборку машин в Нижнем. Последняя лицензия минфина США истекла 25 мая и не была продлена.
Тогда Volkswagen признавала, что фактическое вступление санкций в силу не дает ей возможности продолжать операционную деятельность на ГАЗе после наступления этой даты. Но эта площадка и так простаивала с 3 марта наравне с Калугой из-за дефицита компонентов и сбоев в логистике после начала специальной военной операции на Украине. Никаких прогнозов в отношении возобновления производства в России компания не давала, но источник, близкий к концерну, говорил «Ведомостям», что планов по сворачиванию сборки на какой-либо из площадок обнародовано не было.
В июне Volkswagen предложила своим сотрудникам в Нижнем Новгороде добровольно уволиться, получив до шести окладов, писал «Коммерсантъ». Речь шла примерно о 200 работниках местного подразделения Volkswagen. В рамках этой программы большинство сотрудников решили покинуть компанию, отмечает представитель немецкого концерна.
Для Volkswagen площадка в Калуге намного важнее с точки зрения производства, поскольку Нижний Новгород всегда был вспомогательными мощностями, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. Держаться за него в условиях, когда концерн приостановил всю деятельность в России, не столь целесообразно, рассуждает он. Вопрос сохранения производства в Калуге в текущих обстоятельствах «неоднозначный», но пока сборка там, скорее всего, будет находиться в замороженном состоянии, считает Беспалов.
«Ведомости» направили запросы в Минпромторг РФ и правительство Нижегородской области.