Германия хочет национализировать часть «Северного потока — 2»

Но это не поможет ей решить энергетические проблемы, считают эксперты
wikimedia.org
wikimedia.org

Министерство финансов Германии предлагает национализировать проложенную по территории страны часть газопровода «Северный поток - 2», сообщает журнал Spiegel со ссылкой на источники.

По их данным, правительство ФРГ изучает вопрос о том, можно ли экспроприировать часть трубопроводной системы, которая находится на территории Германии, и отрезать ее от остальной части трубопровода. «Затем трубы, ведущие с суши на море, можно было бы соединить с мобильным (плавучим) терминалом СПГ», — пишет Spiegel.

Плюсом такого решения является то, что в конце экспортного газопровода уже построена распределительная сеть с компрессорами и трубопроводами, благодаря которой газ может транспортироваться в Южную Германию. Но есть и риски. Первый заключается в жестких требованиях экологического законодательства, которые могут быть нарушены в процессе поднятия и резки труб газопровода, проложенных по дну Балтийского моря. Кроме того, до конца не ясен собственник газопровода, который строился в том числе на деньги европейских компаний.

Компания Nord Stream 2 (оператор проекта) неплатежеспособна, холдингом управляет расположенная в швейцарском Цуге временная администрация (ранее суд назначил временным административным управляющим компанию Transliq AG. — «Ведомости»). Но больше всего германские власти, как указывает издание, опасаются ответных мер со стороны президента РФ Владимира Путина и «Газпрома». Они могут отреагировать «возмездием» — например, путем экспроприации немецких компаний в России, говорится в публикации.

На момент публикации комментариев от «Газпрома» и Nord Stream 2 не последовало.

Укладка труб «Северного потока — 2», строительство которого сопровождалось активными попытками США заблокировать проект, велось с 2017 г. и завершилось осенью 2021 г. Его протяженность составляет более 1200 км. Суммарная мощность двух ниток трубопровода, проложенного по дну Балтийского моря от компрессорной станции «Славянская» в Ленинградской области до балтийского побережья Германии, составляет 55 млрд куб. м в год. Стоимость проекта оценивалась в 9,5 млрд евро. В финансировании строительства помимо «Газпрома» участвовали австрийская OMV, немецкая Uniper, британская Shell и французская Engie.

После завершения строительства началась процедура сертификации его оператора — компании Nord Stream 2 AG, швейцарской «дочки» «Газпрома». Но она затягивалась, а после признания Россией ЛНР и ДНР и начала специальной военной операции (СВО) на Украине в феврале 2022 г. стало ясно, что проект заморожен на неопределенный срок. Власти ФРГ остановили процесс сертификации газопровода, а США внесли Nord Stream 2 в санкционный список (SDN-list). В результате Nord Stream 2 оказалась на грани банкротства, в ней было введено внешнее управление.

На этом фоне «Газпром» задумался об альтернативном использовании экспортной трубы для нужд внутри РФ: в начале мая компания сообщала, что сухопутный участок «Северного потока — 2» будет задействован для развития газоснабжения северо-западных регионов России. В компании подчеркивали, что если власти Германии все же решат ввести морской газопровод в эксплуатацию, в работу можно будет включить только одну нитку с загрузкой в 100%, вторая заработает «не ранее 2028 года». При этом председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в середине июня говорил, что «Северный поток — 2» с технической точки зрения «полностью готов для транспортировки газа в Европу».

Энергокризис в Германии

По данным промышленной группы BDEW, в 2021 г. потребление природного газа в Германии составило 100 млрд куб. м. При этом в общей сложности ФРГ импортирует ежегодно 140–142 млрд куб. м газа (порядка 40% от всего импорта ЕС). В 2021 г. Минэкономики Германии оценивало долю российского газа в 55% от общего объема импорта этого топлива. Для того чтобы снизить зависимость от поставок из РФ, Германия планирует до 2025 г. ввести в эксплуатацию регазификационные СПГ-терминалы: German LNG Terminal в Брунсбюттеле мощностью 8 млрд куб. м в год и LNG Stade в Штаде мощностью 5–8 млрд куб. м (запуск запланирован на 2023 г.).

Германия заинтересована в использовании инфраструктуры «Северного потока — 2» из-за нарастающего энергокризиса в стране на фоне снижения объемов поставок российского газа.

С осени 2021 г. для поставок газа из России практически не используются мощности газопровода «Ямал — Европа» (способен поставлять до 33 млрд куб. м в год), «Северный поток — 2» так и не был запущен, падает прокачка по газотранспортной системе (ГТС) Украины. С с 11 мая украинская сторона отклоняет заявки «Газпрома» на транзит через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка» близ границы с ЛНР. Поэтому прокачка ведется лишь через ГИС «Суджа». В результате экспорт российского газа через территорию Украины в ЕС снизился с 90-100 млн куб. м в сутки до немногим более 40 млн куб. м. Заявка на 24 июня согласована в объеме 42,1 млн куб. м, уточнил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Кроме того, с 14 июня начала падать прокачка также и по «Северному потоку — 1». Причиной стала отправка на плановый ремонт газоперекачивающего агрегата (ГПА) компании Siemens, который не вернулся из Монреаля из-за антироссийских санкций, введенных Канадой. Это привело к тому, что на компрессорной станции (КС) «Портовая», обеспечивающей прокачку, осталось лишь три работающих ГПА из четырех. Позднее «Газпром» сообщил об остановки еще одного ГПА. В результате прокачка снизилась со 167 до 67 млн куб. м в сутки. Компания уже уведомила о снижении поставок итальянскую Eni (на 15%), австрийскую OMV (объемы компания не уточняла) и немецкую Uniper (на 25%).

Германия 23 июня вынуждена была ввести второй из трех уровней угрозы в рамках чрезвычайного плана (ЧП), призывая потребителей экономить газ. Первый был введен еще в марте после того, как РФ перевела расчеты за газ с долларов и евро на рубли. Второй уровень ЧП позволяет поставщикам газа перекладывать возросшие расходы на потребителей — домохозяйства и предприятия. Впрочем, пока минэкономики ФРГ не одобрило немедленную корректировку цен в контрактах, которые обычно заключаются на год. При этом министр экономики Германии Роберт Хабек назвал сокращение поставок газа «Газпромом» «экономическим нападением» на ФРГ.

Согласно последним доступным данным Gas Infrastructure Europe, на 22 июня немецкие подземные хранилища газа (ПХГ) были заполнены на 58,9% (в них находилось 109,5 млрд куб. м) при цели в 80-90% к 1 октября. Учитывая предстоящее с 11 июля десятидневное отключение «Северного потока — 1» для планового техобслуживания, риски невыполнения этого плана становятся еще выше.

Утром 23 июня спотовая цена на газ в Европе пробила отметку в $1500 за 1000 куб. м. Так высоко в этом году цены находились лишь в первой декаде марта после начала СВО, когда котировки преодолевали психологический потолок в $2000, а в моменте и в $3000. Днем 24 июня газ на TTF торгуется по $1512 за 1000 куб. м.

Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова отмечает, что запуск прокачки газа по «Северному потоку — 2» противоречит политическим целям ЕС и США, а регазификационные СПГ-терминалы в Германии заработают не ранее 2023-2025 гг. Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин также обращает внимание на технические сложности, которые могут возникнуть при попытке подключить мощный экспортный газопровод к плавучему СПГ-терминалу. «Внутренний диаметр трубы составляет 1153 мм. Оборудование приспособлено под определенные параметры, такие как рабочее давление в трубе, соответствующие ему газоизмерительные и компрессорные станции. Вряд ли плавучие терминалы удастся подключить и адаптировать к работе с трубами такой мощности», — сказал эксперт «Ведомостям».

Чем грозит ФРГ экспроприация «Северного потока — 2»

В апреле 2022 г. на фоне обострение политической ситуации и усиления энергетического кризиса немецкий регулятор взял под прямое управление дочерние компании «Газпрома», в том числе Gazprom Germania GmbH, в которую входил оператор крупного ПХГ Astora и трейдинговая структура Gazprom Marketing & Trading Ltd. Хабек тогда подчеркивал, что эти действия «соответствуют нормам законодательства». Позднее «Газпром» потребовал переименовать свои бывшие «дочки», над которыми он утратил контроль.

Белова отмечает, что вынося вопрос национализации газопровода в СМИ, Берлин таким образом подчеркивает серьезность своих намерений отказаться от проекта «Северный поток — 2», несмотря на развитие энергокризиса.

При этом нормы европейского и национального законодательства ФРГ, по словам управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павела Иккерта, предполагают выплату владельцу компенсации в случае национализации имущества. Все прочие варианты, по его словам, без введения в стране режима чрезвычайной ситуации являются незаконными.

Управляющий партнер Pen & Paper Антон Именнов согласен, что изъятие имущества, согласно европейским нормам, невозможно без выплаты компенсации по его рыночной стоимости. «В международном праве существует принцип пропорциональности, при котором любые применяемые ограничения, в том числе и в отношении права собственности, должны быть минимально необходимыми», — сказал он «Ведомостям». Россия может воспользоваться им, чтобы оспорить решение о национализации в суде. При этом юристы не стали комментировать возможность изъятия имущества немецких компаний в России в качестве зеркальных мер на действия властей ФРГ.