Сеть «жестких» дискаунтеров «Чижик» станет второй по выручке в стране

По прогнозам «Infoline-аналитики», выручка сети в 2024 г. составит более 350 млрд руб. без НДС
Наталья Шарапова / Ведомости
Наталья Шарапова / Ведомости

Входящая в X5 Group сеть дискаунтеров «Чижик» планирует в ближайшие три года открыть 3 000 новых дискаунтеров, заявил в интервью «РИА Новости» гендиректор сети Илья Якубсон. По его словам, сейчас сеть насчитывает всего 29 дискаунтеров, к концу года их число должно увеличиться до 70. В горизонте трех-пяти лет компания планирует открыть дискаунтеры во всех городах-миллионниках, отметил Якубсон. 

После реализации данного плана, «Чижик», вероятнее всего, займет второе место среди крупнейших сетей «жестких» дискаунтеров с выручкой более 350 млрд руб. без НДС в 2024 г., прогнозирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас лидером по количеству дискаунтеров является сеть «Светофор». В I полугодии 2021 г. сеть стала лидером по приросту торговых площадей, обогнав традиционных лидеров — X5 Group и «Магнит». По подсчетам «Infoline-аналитики» за восемь месяцев (январь-август) 2021 г. сеть «Светофор» открыла 824 объекта в России, увеличив число дискаунтеров  до 2465. При этом «Чижик» значительно опережает «Светофор» по показателю плотности продаж, отмечает Бурмистров. Выручка с одного кв. м. площади у дискаунтеров «Чижик» составляет более 400 тыс. руб. без НДС в год, в то время как у «Светофора» — около 180 тыс. руб. без НДС. «То есть продажи у "Чижика" средней торговой площадью около 250 кв. м. всего на 30% меньше, чем у "Светофора" торговая площадь которого составляет, как правило, от 700 до 800 кв. м.», — объясняет эксперт. При этом «Светофор» все же сохранит лидерство среди сетей жестких дискаунтеров в горизонте до 2025 г., отмечает эксперт. 

«Жесткие» дискаунтеры — это магазины со низкими ценами, бизнес-модель которых построена на сокращении затрат на персонал, выкладку продукции и узком, но популярном среди покупателей товаров. По словам Якубсона, стратегия развития «Чижика» также предполагает наращивание доли товаров собственной торговой марки (СТМ). По его словам, на сегодняшний день в ассортименте представлено порядка 20% товаров СТМ, к концу года она должна превысить 40%, рассказал гендиректор сети. 

Развитие СТМ является еще одним конкурентным преимуществом «Чижика», говорит Бурмистров. Специально для формата был разработан целый ряд новых зонтичных брендов, которые способны конкурировать с сильнейшими брендами поставщиков, имея значительное преимущество по цене, отмечает он. 

X5 анонсировала запуск сети «Чижик» осенью прошлого года. О планах по развитию форматов дискаунтеров заявляли и другие крупнейшие российские ритейлеры. В июле заместитель гендиректора «Магнита» Руслан Исмаилов заявил, что число магазинов-дискаунтеров под брендом «Моя цена», должно увеличиться с 76 до 200 до конца 2021 г. Исмаилов тогда говорил, что спустя год после запуска проекта все магазины вышли на положительные показатели EBITDA и чистую прибыль. Оборачиваемость запасов в дискаунтерах на 30-40% выше сопоставимых магазинов «у дома» при капитальных затратах на 40% ниже, говорили в компании. Дискаунтеры «Магнита» в горизонте трех-четырех лет сохранят третью позицию по объемам продаж, прогнозирует Бурмистров. 

В январе этого года четвертый по обороту ритейлер «Лента» открыл два магазина дискаунтера под брендом «365+». Дальнейшие планы компания не раскрывала. Гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин в интервью РБК говорил, что «сегмент гипермаркетов сокращается, его доля падает на рынке». «По совокупности причин люди идут в дискаунтеры, в специализированные магазины и магазины "у дома”», — говорил он.