Компанию Глеба Франка исключили из Ассоциации добытчиков минтая
Решение может быть связано с предложениями о реформировании рыбопромышленного комплексаРусская рыбопромышленная компания (РРПК) Глеба Франка исключена из Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), сообщил «Ведомостям» представитель компании. Эту информацию также подтвердил президент АДМ Алексей Буглак: такое решение приняло общее собрание АДМ 15 сентября. Предложение об этом поступило от нескольких членов ассоциации, большинство других участников его поддержали, добавил он.
АДМ создана в 2006 г. Это одна из крупнейших рыбопромышленных ассоциаций, в которую входит 29 рыболовецких предприятий, добывающих около 1,8 млн т рыбы и морепродуктов, указано на сайте АДМ. На долю предприятий АДМ приходится более 75% вылова минтая в России и около 35% мирового. В нее входят крупные компании «Океанрыбфлот», Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина, Преображенская база тралового флота и др.
По информации представителя РРПК, решение связано с тем, что недавно компания обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с предложениями о реформировании рыбопромышленного комплекса России. Она предложила выставить на аукционы квоты на добычу краба, которые сейчас распределены по историческому принципу. Это примерно 50% общего допустимого улова этого ресурса. Также в числе предложений – дополнительное наделение квотами на вылов рыбы компаний, которые инвестировали в обновление флота и строительство перерабатывающих заводов. Кроме того, она предложила разрешить вылов биоресурсов в исключительной экономической зоне России лишь судам отечественного производства возрастом не старше 30 лет начиная с 2034 г. Еще одно предложение – установить более жесткие критерии для использования единого сельскохозяйственного налога и льготной ставки сбора за пользование водными биоресурсами. Минсельхоз и Росрыболовство не поддержали предложения.
600 млрд руб.
сумма заказов на строительство судов, которые получат верфи после реализации реформы РРПК в течение 30 лет, подсчитывала компания
Компания исключена из АДМ за предложения по реформированию отрасли, а также за то, что компания не захотела обсуждать их с отраслевым сообществом, уточняет представитель АДМ. «Это нонсенс: нас исключили за предложения, целью которых является комплексное технологическое и экономическое развитие рыбохозяйственной отрасли страны», – возмущается советник гендиректора РРПК по стратегии Савелий Карпухин. Очевидно, что некоторые крупные рыбопромышленные компании не готовы инвестировать ни в свое будущее, ни в будущее отрасли, которая сейчас использует суда 40-летней давности и низкоэффективные технологии переработки рыбной продукции. РРПК это не устраивает, говорит он.
РРПК – один из крупнейших в России добытчиков рыбы с квотами более чем на 300 000 т рыбы в год, около 80% добычи приходится на минтай, указано на сайте компании. Исключение компаний группы из АДМ создает риск для доступа рыбной продукции РРПК на европейский рынок, говорит Карпухин. Такой доступ в числе прочего обеспечивает сертификат Морского попечительского совета (MSC), который контролирует АДМ. В итоге РРПК, крупнейшему инвестору в отрасли, может быть ограничен доступ к одному из ключевых рынков сбыта. Сейчас действительно не понятно, что будет с сертификатом АДМ после изменения состава ассоциации, рассуждает сотрудник одной из рыбопромышленных компаний. Возможны разные варианты: РРПК не сможет воспользоваться сертификатом, поскольку исключена, или же вообще сам сертификат будет пересмотрен из-за изменения состава АДМ – не только для исключенных членов, но для ассоциации целиком, рассуждает собеседник «Ведомостей».
Карпухин видит в решении АДМ признаки картельного сговора. Для защиты своих прав компания намерена обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и правоохранительные органы. В действиях членов ассоциации, влияющих на рынок, служба может увидеть признаки картеля, говорит партнер BGP Litigation Ирина Акимова. Но необходимо доказать наличие соглашения и доказать все необходимые признаки, а это бывает непросто. ФАС готова дать свое заключение после изучения всех необходимых документов, говорит представитель службы. Пока заявления на этот счет не поступало.
Похожий пример был на рынке страхования, когда, для того чтобы заниматься страхованием особо опасных объектов, надо было состоять в Национальном союзе страховщиков ответственности и платить ему крупные взносы, продолжает Акимова. ФАС после жалоб небольших компаний обнаружила в этом картельный сговор, но суд доводы не поддержал.