WSJ: Саудовская Аравия призывает сильно снизить нефтедобычу

Рост спроса на нефть может сократиться наполовину из-за коронавируса
Leonhard Foeger / REUTERS
Leonhard Foeger / REUTERS

Саудовская Аравия призывает ОПЕК и другие страны, участвующие в соглашении об ограничении нефтедобычи, значительно снизить ее на короткий период. Это нужно, чтобы компенсировать негативное влияние коронавируса на спрос на нефть, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на официальных представителей ОПЕК.

Цены на нефть Brent снизились на 15% в январе, что стало самым значительным месячным падением за 30 лет, отмечает WSJ. Причина – во вспышке коронавируса в Китае, крупнейшем мировом потребителе нефти. Из-за распространения инфекции, которая затронула уже более 17 000 человек (данные Национальной комиссии по здравоохранению Китая), из которых умер 361, аналитики прогнозируют замедление экономического роста в Китае. От того, как быстро будет распространяться вирус по миру и насколько успешными будут меры по борьбе с ним, зависит и ситуация в мировой экономике, рост которой начал понемногу ускоряться в конце прошлого года.

Представители ОПЕК+ проведут встречу во вторник и среду, чтобы обсудить ситуацию с коронавирусом, пишет WSJ; правда, они решили не присылать на нее полноценные делегации. Сейчас рассматриваются несколько вариантов действий. Один из них – сокращение добычи всеми участниками соглашения на 500 000 баррелей в сутки до окончания кризиса, рассказали WSJ представители ОПЕК. Другой вариант, по их словам, – временное сокращение добычи Саудовской Аравией на 1 млн баррелей в сутки, чтобы переломить ситуацию на нефтяном рынке.

По оценке S&P Global Platts Analytics, спрос на нефть в ближайшие 2–3 месяца сократится на 200 000 баррелей в сутки; это около 15% ожидаемого в 2020 г. роста спроса. Однако если ситуация с коронавирусом окажется столь же тяжелой, как пандемия атипичной пневмонии (SARS) в 2003 г., спрос может упасть на 700 000–800 000 баррелей, а это уже более половины ожидавшегося роста спроса, полагают аналитики S&P Global Platts. «Если вирус будет распространяться за пределами Китая так же, как SARS, это гораздо сильнее подорвет мировой спрос на нефть, чем в 2003 г., поскольку вес Азии в мировом спросе сегодня гораздо больше», – говорится в отчете S&P Global Platts, вышедшем на прошлой неделе.

Падение котировок нефти с того момента, как участники рынка осознали серьезность ситуации, оказалось еще более значительным, чем снижение за календарный месяц. На торгах 8 января Brent поднималась до $71,75 за баррель, а 31 января опускалась до $55,93 (падение на 22%). На торгах 3 февраля к 15.00 мск Brent стоила $56,39 за баррель.

На прошлой неделе Financial Times сообщала, что страны ОПЕК+ начали оценивать ситуацию, обсуждались продление соглашения о сокращении добычи до конца этого года или даже дополнительное снижение производства нефти. В декабре 2019 г. участники ОПЕК+ договорились снизить совокупную среднесуточную добычу еще на 503 000 баррелей – всего на 1,7 млн баррелей по сравнению с уровнем октября 2018 г. Новые квоты должны действовать до апреля нынешнего года.

Нефтяной рынок растерял все приобретенное после принятого 6 декабря решения ОПЕК+ о сокращении добычи и всплеска напряженности на Ближнем Востоке в начале января в результате убийства Соединенными Штатами иранского генерала, отмечает Оле Хансен, директор отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank. По его мнению, увеличение запасов топлива (запасы бензина в США бьют рекорды) и риск снижения спроса в ближайшие месяцы, скорее всего, не дадут нефтяным ценам восстановиться, хотя уровень около $56 за баррель выступает для Brent поддержкой – от него цена отскакивала в августе и октябре 2019 г.