Российские аэропорты потеряют 5 млрд рублей в год от ограничений полетов

Управляющий директор – замдиректора «Домодедово» предложил отменить льготы по НДС при продаже услуг аэропортов перевозчикам
Совокупные потери российских аэропортов от запретов полетов на Украину, в Египет и Турцию оцениваются в 5 млрд руб. в год, сообщил исполнительный директор аэропорта "Домодедово"
Совокупные потери российских аэропортов от запретов полетов на Украину, в Египет и Турцию оцениваются в 5 млрд руб. в год, сообщил исполнительный директор аэропорта "Домодедово" / М. Стулов / Ведомости

Совокупные потери российских аэропортов от запретов полетов на Украину, в Египет и Турцию оцениваются в 5 млрд руб. в год, сообщил управляющий директор - заместитель директора аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин, выступая на круглом столе на форуме "Транспортной недели" в пятницу в Москве.

"Доля тех направлений, в отношении которых выведено ограничение в воздушном сообщении, составляет порядка 20% от общего количества направлений по Московскому авиационному узлу. Турция - примерно 10%, Египет - 8%, 2% - Украина", - отметил он (цитата по ТАСС).

Как прогнозирует Нуждин, выпадающие доходы от этих направлений в полной мере вряд ли будут компенсированы доходностью по сегменту внутренних воздушных линий. "Пассажир иностранных компаний приносит в 2-2,5 раза больше дохода, чем пассажир внутренних линий", - объяснил он.

По мнению Нуждина, чтобы как-то компенсировать потери от запретов на полеты в вышеуказанные страны, необходимо вернуться к рассмотрению вопроса об отмене льготы по НДС при продаже аэропортовых услуг авиакомпаниям, пишет "Интерфакс".

25 сентября Киев ввел санкции против российских авиакомпаний из-за полетов в Крым. В ответ Москва ровно через месяц запретила всем украинским перевозчикам летать в Россию. Российский министр транспорта Максим Соколов тогда оценивал потери авиакомпаний России и Украины от взаимных ограничений на полеты в 7-8 млрд руб. в год.

8 ноября президент России Владимир Путин подписал указ о приостановке полетов из России в Египет в связи с крушением российского лайнера А321 компании "Когалымавиа" над Синайским полуостровом. На борту воздушного судна находились 224 человека, в том числе 217 пассажиров, все они погибли. В ФСБ заявили, что причиной катастрофы стала бомба, которую заложили террористы. На момент введения запрета в Египте находилось более 80 000 российских туристов. К началу декабря они все были вывезены из страны.

Как сообщал в конце ноября Ростуризм, возврат туристов из Египта обошелся российским туроператорам в 1,7 млрд руб. Руководитель ведомства Олег Сафонов подчеркнул, что это предварительные цифры и туроператорам предстоит еще подкрепить их документальными подтверждениями. По оценке президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, общие потери российских авиакомпаний от закрытия Египта составляют 9,1 млрд руб.

Накануне 3 декабря Соколов говорил, что Россия, скорее всего, не возобновит авиасообщение с Египтом в 2015 г., однако до конца этого года Москва планирует начать переговоры с Каиром по этому вопросу. "Как только мы будем убеждены в обеспечении всех норм безопасности, в том числе совместно с нашими египетскими коллегами, можно будет говорить осторожно о начале возобновления авиаперевозок в арабскую республику", - уточнил он (цитата по ТАСС).

Туроператоры полагают, что заменой Египту может стать Израиль. По данным Ростуризма, Израиль в 2014 г. посетили 221 380 туристов из России, в первом полугодии – 91 539 (1,67% всех выездных туристов). 25 ноября Росавиация выдала 58 допусков «Северному ветру» (бренд Nordwind Airlines, принадлежит туроператору Pegas Touristik) на международные направления, в том числе 55 – в Израиль: 26 - в Тель-Авив из крупнейших городов России (кроме Москвы), 29 - в Овду (в том числе из Москвы). Как рассказал "Ведомостям" менеджер Nordwind, "Израиль - более дорогое направление", и сейчас, по его словам, "для рядовых граждан" замены Египту по цене нет.

Однако вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин считает, что Израиль - "это все-таки альтернатива". Он пояснил, что "если недельный тур в Египет на человека в среднем стоил $700–800, то в Израиль аналогичный был на 15 000–20 000 руб. дороже". "Но теперь, когда туроператоры будут массово выкупать гостиницы, цены могут снизиться", - сказал собеседник "Ведомостей".

28 ноября российский президент подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции после атаки турецких ВВС на российский бомбардировщик Су-24. В частности, был введен запрет на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией, а также остановлены продажи туров в эту страну.

По данным Ростуризма, в первой половине 2015 г. Турция была вторым по популярности зарубежным направлением у российских туристов: ее посетили 1 млн человек (на первом месте оказался Египет). Издание АТОР ранее предупреждало, что бизнес потеряет миллионы долларов, если приостановка продаж туров в Турцию продлится два-три месяца. В четверг "Коммерсанту" в АТОР сообщили, что после закрытия сначала Египта, а потом и Турции российские туристы стали больше интересоваться отдыхом в ОАЭ, Таиланде, Индии и Вьетнаме.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе рассказала в комментарии газете, что за последние две недели спрос на туры в Объединенные Арабские Эмираты увеличился на 20%, в Таиланд - на 10–15%, в Индию и Вьетнам - на 5%, в Израиль - на 3%. При этом, по ее словам, надежды на рост внутреннего туризма не оправдались: спрос на него практически не растет. Собеседница издания подчеркнула, что несмотря на интерес к еще открытым для россиян мировым курортам общее падение спроса в зимнем сезоне на выездных направлениях составит около 40%.