Медведев назвал причину проблем авиакомпании «Трансаэро»
«Машин у них с избытком, они закупили лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались», – заявил премьер-министрПремьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что причиной проблем второй по величине авиакомпании России "Трансаэро" стала закупка избыточного количества самолетов. "Мы все меры приняли для того, чтобы поддержать [компанию], собственник меняется. Машин у них с избытком, они закупили лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались. Надо было поменьше [приобретать самолетов]", - сказал он в ходе осмотра аэропорта в Калуге в пятницу (его слова приводит "Интерфакс").
Вечером 3 сентября совет директоров «Аэрофлота» одобрил участие группы в санации «Трансаэро». В соответствии с директивой правительства принята к рассмотрению оферта акционеров «Трансаэро» на продажу не менее 75% плюс 1 акция в течение 24 дней с даты оферты по цене не более 1 руб., говорилось в пресс-релизе "Аэрофлота". Сделка будет закрыта "Аэрофлотом" в течение сентября, а операционный контроль над "Трансаэро" перейдет к госкомпании уже к 7 сентября, сообщило также Минэкономразвития.
«Минэкономразвития России считает, что данная сделка приведет к сокращению избыточных провозных емкостей на рынке авиаперевозок и стабилизирует ситуацию в отрасли», – подчеркивалось в заявлении министерства.
При этом на "Аэрофлот" будут возложены обязательства "Трансаэро" по перевозке пассажиров, оплате услуг аэропортов и топливо-заправочных комплексов и выплате зарплаты персоналу. Обслуживание же кредитных обязательств «Трансаэро» будет осуществляться «Аэрофлотом» «после согласования с банками программы реструктуризации» долга. Вопросы реструктуризации парка воздушных судов будут отдельно обсуждаться с лизингодателями, отметило Минэкономразвития. Финансовым консультантом по проекту санации решено привлечь одного из кредиторов "Трансаэро" – Сбербанк.
В пятницу первый заместитель председателя правления ВТБ Юрий Соловьев в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке заявил, что основной кредитор "Трансаэро" - Внешэкономбанк. "Мы не основной кредитор "Трансаэро". ВЭБ - основной. У нас доля [задолженности по сравнению с ВЭБом] меньше, но больше, чем у Сбербанка", - объяснил он (цитата по "Интерфаксу").
Председатель ВЭБа Владимир Дмитриев со своей стороны уточнил, что реструктуризация долга "Трансаэро" перед банками и лизинговыми компаниями предполагает списание его части. ВЭБ выступает агентом правительства по госгарантии по кредиту ВТБ авиакомпании на 9 млрд руб. Госгарантия была предоставлена в декабре прошлого года. На конец прошлого года долги «Трансаэро» составляли 65 млрд руб. плюс 42 млрд руб.
"Речь идет о том, чтобы сформировать консолидированную позицию по задолженности "Трансаэро" перед кредиторами и лизинговыми компаниями в том числе. Под этим подразумевается не только реструктуризация, но и возможное списание части долга", - указал Дмитриев, констатировав, что списание части долга аэропорта перед лизинговыми компаниями представляет риск для долговых ковенант (его слова приводит ТАСС).
Предправления Сбербанка Герман Греф в кулуарах ВЭФа в свою очередь добавил, что общий долг "Трансаэро" перед кредиторами на 1 июня составлял 250 млрд руб. «250 млрд руб. - общий долг «Трансаэро», который мы видим по состоянию на 1 июня. Примерно 150 млрд руб. - лизинг, и еще более 100 млрд финансовых и прочих долгов», - сказал он, отметив, что в последние месяцы объем задолженности компании мог вырасти (его цитирует "Интерфакс").
Тем временем в пятницу также стало известно, что Росавиации поручено выдать предписание «Трансаэро» о приостановке с 1 декабря продажи билетов на рейсы. Об этом говорится в протоколе совещания (копия есть у «Ведомостей») от 2 сентября у замминистра экономического развития Евгения Елина. Летом авиакомпания снизила цены на свои билеты и увеличила глубину продаж с 6 до 11 месяцев. С учетом тяжелого финансового состояния перевозчика это создало риски для пассажиров, говорил "Ведомостям" чиновник правительства.
Вместе с тем профильный федеральный чиновник рассказал газете, что Росавиация никаких предписаний «Трансаэро» не выдавала и выдавать не будет. «Так как юридически «Трансаэро» не является банкротом, то обязать ее прекратить продажи Росавиация не может, ведомство может это только рекомендовать, – утверждает он. – Но это один из возможных вариантов развития событий, пока такой рекомендации не направлялось».
В настоящее время решено ограничить продажи билетов через Транспортно-клиринговую палату (ТКП) до тех пор, пока «Аэрофлот» не поменял менеджмент «Трансаэро» и политику продаж, знает еще один федеральный чиновник. После завершения сделки «Аэрофлот» может взять на себя продажи билетов «Трансаэро», как это сделано со всеми дочерними компаниями, указал в свою очередь представитель авиакомпании. Но пока это теоретические рассуждения, добавил он.