Как облагородить спорт
Экономист Евгений Гонтмахер предлагает обсудить возвращение к идеалам Пьера де КубертенаСитуация в мировом профессиональном спорте отвратительна. Коррупция до такой степени разбухла, что фактически взорвала крупнейшую международную федерацию – FIFA. И это, думаю, только начало в длинной цепочке разоблачений верхушки мирового спорта. Можно только догадываться, что происходит на национальном уровне.
Допинговые скандалы, несмотря на вроде бы драконовские меры по их недопущению, разрастаются в масштабах, ломая репутацию уже и олимпийских чемпионов, целых стран. Посещение футбола, хоккея, других кассовых видов спорта порой становится малоприятным зрелищем из-за фанатских акций, которые продуцируют насилие и ненависть. Причина всего этого – огромные деньги, которые крутятся в сфере спорта «высоких достижений». Можно, конечно, верить, что спортсмены соревнуются ради высоких целей – например, испытания пределов собственных возможностей, пропаганды здорового образа жизни и т. п. Но фактически, вспомним фанатские страсти, это умножает потребление пива и более крепких напитков, «бои без правил» между озверевшими «болельщиками». Я уже не говорю о гигантских денежных вознаграждениях, за которые борются спортсмены и ради которых они зачастую идут на фактическое умерщвление своего организма, глотая всевозможные разрешенные и неразрешенные таблетки, переливая себе собственную кровь и т. п. И эта история во многих случаях начинается с совсем маленьких детей, которые, как посчитали их тренеры, имеют перспективы стать профессиональными спортсменами, т. е. источниками получения все тех же «больших денег».
Я не имею ничего против профессионального спорта. Если у части публики есть запрос на соревнования людей, которые живут за счет полученных призовых (которые оплачены теми же зрителями и меценатами), то пусть это происходит и дальше. Только вот не надо называть это зрелище «олимпийскими играми» и «чемпионатами мира». Хочу напомнить, что Пьер де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, указал на возможность негативного влияния спорта на личность и социальные отношения, а также использования его в антигуманных целях. В своих «Олимпийских мемуарах» он пишет: «Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне». «Мы знаем, – писал он в своей статье Discours a Athenes 16 ноября 1894 г., – что спорт может привести к тяжелым злоупотреблениям, утонуть в меркантилизме и низменной грязи, и от такой судьбы нам необходимо его уберечь. Если этого не сделать, разрушатся все надежды, связанные со спортом, и он не будет играть никакой роли ни в школьном воспитании, ни в общественной жизни, а, напротив, поможет коррупции, дав ей дополнительный шанс». Опираясь на такую диалектически противоречивую оценку спорта, Кубертен считал, что в новой системе воспитания на первом плане должен быть не любой спорт, а спорт «воспитательный». Чтобы спорт мог выполнять свою воспитательную функцию, его, по мнению Кубертена, необходимо «облагородить». Он предлагал запретить проведение спортивных соревнований за денежные призы, запретить муниципалитетам строить крупные стадионы, предназначенные исключительно для спортивных «шоу», не превращать в зрелища соревнования, в которых участвуют спортсмены моложе 16 лет.
Неужели за прошедшие 100 лет мир так изменился, что позиция Кубертена уже не актуальна? Я бы с этим не согласился. Наоборот: нужда в воспитании гармонической личности, частью которого является «физическая культура», сейчас, как никогда, насущна – как в развитых странах, так и на мировой периферии. Так может быть формирующемуся глобальному гражданскому обществу нужно сделать решительный шаг и потребовать четко разделить профессиональный и любительский спорт, как это было предложено все тем же Кубертеном? И Олимпийские игры, чемпионаты мира проводить исключительно среди тех, кто борется за спортивные достижения абсолютно бескорыстно, в свободное от работы время? Понимаю, что это резко снизит уровень чисто спортивных результатов, но соревновательный накал, не подкрепленный допингом и погоней за деньгами, может увлечь нормального зрителя, который придет на стадион со всей своей семьей. Организовывать этот спорт вполне могли бы общественные советы, работающие прозрачно и в основном на волонтерских основах, избираемые гласно не спортивными функционерами, а, возможно, самим населением. Необходимые небольшие средства вполне можно собирать в специально организованные фонды, а также привлекать туда те бюджетные деньги, которые сейчас идут на поддержку профессионального спорта.
Эти радикальные предложения, конечно, могут быть только поводом для начала настоящей дискуссии о судьбе такого важного явления, как спорт. Но такой масштабный разговор пора давно начинать.
Автор – член Комитета гражданских инициатив