Евгений Мовчан: «У меня нет ощущения, что импорту в нашей стране пришел конец»

Гендиректор «Петровича» о развитии в кризис, запасах на строительный сезон и о том, почему в России не производят шурупы
Евгений Мовчан, гендиректор сети «Петрович»
Евгений Мовчан, гендиректор сети «Петрович» / Андрей Гордеев / Ведомости

В начале марта рынок строительных материалов вместе с другими сферами ритейла пережил ажиотажный спрос. У лидеров сегмента продажи в первые недели марта выросли в 2,5–3 раза, подсчитала компания «Infoline-аналитика». Это был удар, к которому не были готовы ни ритейлеры, ни поставщики, вспоминает Евгений Мовчан, генеральный директор сети «Петрович», второго после Leroy Merlin по доле рынка в России игрока на рынке DIY.

Многие материалы раскупались как горячие пирожки, поэтому по части позиций образовался дефицит. В интервью «Ведомостям» Мовчан рассказывает, почему он считает, что импорт таких товаров в страну не прекратится, и почему компания в кризис не сокращает издержки и не увольняет персонал.

– Как изменилась стратегия компании в связи с последними событиями? Прошлый кризис, судя по вашим заявлениям, пошел вам на пользу. А как сейчас?

– Есть два типа стратегий. Первый – когда, предчувствуя трудности, режут косты, причем обычно начинают с того, что проще, например с сокращения штата. Убрал человека – и вот у тебя, условно говоря, 50 000 руб. экономии в месяц. Но после ухода кадров неизбежно начинает падать качество работы, снижаются продажи, и ты снова начинаешь сокращать затраты и так – теоретически – по спирали добираешься до ее центра, где кладбище: уже нет ни костов, ничего. А есть второй тип – когда в кризисе ты видишь возможности, момент для развития и увеличения доли рынка. В 2015 г. мы так и поступили: запустили телевизионную рекламу, которую растащили на цитаты («Кто поменял Хургаду на бригаду», «Кто готов добраться до самой «Правды» и пойти на все, включая смену пола» и проч. – «Ведомости»), ее до сих пор помнят, и стали атаковать рынок конечных потребителей. Кроме того, тогда мы создали новый формат наших торговых точек, более затратный с точки зрения инвестиций, чем старый, и смело их открывали, причем начали с Москвы. Через время мы увидели отличный результат стратегии развития в кризис, радовались всему, что сделали в тот период. И сейчас мы придерживаемся именно ее. Мы не сокращаем людей, наоборот, усиливаем рекрутинг, расширяем команду, нацеливаясь увеличить свою долю рынка.

«Я не припомню такой плохой ситуации с наличием товаров и ценами, как в прошлом году»

– Сейчас самый больной вопрос для всех ритейлеров – это логистика и товарные остатки. С какими запасами вы подходите к началу строительного сезона? И какова картина в среднем по рынку?

– Вы абсолютно правы, ситуация с товарным запасом – одна из самых проблемных и тревожных на рынке в целом. Но она появилась не месяц назад, а еще в прошлом году, когда по всему миру начались сбои цепочек поставок.

Многие товары выпускают всего несколько специализированных предприятий в мире. За счет объемов, соответственно, они сумели в свое время минимизировать издержки и подавить всех конкурентов. И сейчас возникла ситуация, когда какой-нибудь компонент из строительной химии производят всего 3–4 завода. И вот эти предприятия начинают «гореть», линии – останавливаться на профилактику, из-за чего на рынке образуется дефицит, провоцирующий рост цен. Я работаю в DIY-отрасли более 20 лет, и я не припомню такой плохой ситуации с наличием товаров и ценами, как в прошлом году. Причем инфляция на российском рынке была полностью импортирована в данном случае.

– После начала военной операции на Украине что-то поменялось?

– Логистические цепочки снова сбоят, причем во многом из-за разных фобий, неумения наладить работу. Я, например, твердо знаю, что автомобильный транспорт из Европы прекрасно ездит и многие поставщики готовы отгружать материалы. Да, были проблемы с контейнерами, которые приходили из Китая в порты Голландии, Германии, где товары перегружались на каботажные суда, далее следуя в Санкт-Петербург. Но даже там ситуация уже нормализуется. Но так или иначе логистические проблемы есть – это факт. Ко всему этому ситуация усугубилась ажиотажным спросом. Если сравнивать с 2021 г., то в марте продажи товаров для стройки и ремонта в Москве выросли втрое, а в Санкт-Петербурге – вдвое. Это удар, который не планировали ни ритейлеры, ни производители, после которого началась борьба за товар. И для «Петровича» она приобрела особое значение, потому что мы всегда гарантировали его наличие клиентам. Тяжело, работаем, помогаем поставщикам справляться с трудностями.

Евгений Мовчан

Гендиректор сети «Петрович»
Родился в 1968 г. в Санкт-Петербурге. Окончил физико-механический факультет Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, а также британскую Открытую бизнес-школу
2006
коммерческий директор Castorama
2008
коммерческий директор Obi Russia
2014
генеральный директор московского подразделения СТД «Петрович»
2015
генеральный директор сети «Петрович»
– Как именно?

– Например, помогаем доставлять импортные товары. Это актуально для тех, кто не справляется с логистикой.

– Если брать товарные остатки, на сколько по основным позициям есть запасы сейчас?

– Мы всегда старались создавать запасы по самым объемным позициям, которые в сезон очень трудно поддерживать. Скажем, по лесопиломатериалам. И сейчас это делаем, заказывая большие объемы, но даже они уходят с колес, буквально в течение дня.

– Например?

– Теплоизоляция, сухие строительные смеси, гипсокартон, плитка, да практически все отделочные материалы.

– Есть этому какое-то объяснение?

– Это ажиотажно-панический спрос. С одной стороны, люди опасаются роста цен, с другой – дефицита, поэтому покупают впрок. Покупают те, кто сейчас делает ремонт, при этом рост числа новых клиентов небольшой, а у старых увеличивается средний чек. Это означает, что сейчас идут продажи будущих периодов. Но волна спадет, и будет откат.

– Когда вы ожидаете спада ажиотажного спроса?

– Мы уже наблюдаем его с конца марта, пиковые значения пройдены. Думаю, эта ситуация сейчас характерна для всего ритейла, не только для DIY-отрасли.

– Как распределялся баланс импортные/российские материалы до спецоперации, как он распределяется сейчас? Удается ли что-то на ходу замещать быстро?

– Сейчас доля импортных товаров в нашем ассортименте – не более 20%. Возможно, этот процент снизится, но, думаю, ненамного, потому что вода всегда найдет путь. Уверен, что поставки западных брендов, которые формально покидают Россию, продолжатся, пусть и с наценкой за логистику. Какой будет ее размер, покажет жизнь, но мы прекрасно понимаем, что если она будет значительна, то это еще больше стимулирует внутреннее производство, что, безусловно, в конечном итоге благотворно скажется на экономике в среднесрочной перспективе. У меня нет ощущения, что импорту пришел конец, хотя «Петрович» всегда придерживался концепции поддержки отечественных производителей. Ведь когда производство концентрируется в стране, создается добавленная стоимость, а с нее формируются дополнительные налоговые отчисления в бюджет, появляются новые рабочие места. То есть экономике становится лучше, а следом и потребителю. Поэтому мы будем помогать, поддерживать российских производителей.

1,96 трлн руб.

составил рынок DIY в России в 2021 г. На выручку топ-10 универсальных DIY-ритейлеров, по данным «Infoline-аналитики», приходится 51% российского рынка. Самая большая доля – у французской сети Leroy Merlin (28%, 464 млрд руб. выручки в 2021 г.), за ней следует СТД «Петрович» (6,2% и 102 млрд руб.), «Всеинструменты» (56 млрд руб.), «Максидом» (включая Castorama, всего 45,8 млрд руб.), Obi (41,8 млрд руб., сейчас деятельность приостановлена), «Сатурн» (41,1 млрд руб.), «Строительный двор» (37,4 млрд руб.), «Бауцентр» (32,3 млрд руб.), «Мегастрой» (15,6 млрд руб.) и «Вимос» (10 млрд руб.)

– Какие вы видите перспективы? И не тревожно ли вам?

– Тревожно, как и всем, чего греха таить. Но одновременно я вижу возможности для возрождения страны. Недавно прочел в одном исследовании, что в 1990-е гг. потери от ухода промышленного производства на Запад составили $400 млрд. Мы просто перестали производить у себя многие товары. В сельском хозяйстве вроде как начали это компенсировать, то же самое важно сделать и в других отраслях. Но для этого нужна правильная экономическая и налоговая политика, помогающая бизнесу это сделать.

«Ракеты строим, а шурупы не делаем»

– Почему в России сейчас не делают даже каких-то элементарных и необходимых вещей, например гвоздей, если я не ошибаюсь?

– Шурупов. Вопрос интересный, да. Шурупы производятся на Тайване и в Китае. У нас сталелитейная страна, если я не ошибаюсь, Россия занимает 3-е место в мире по производству стали после Китая и Индии. Ракеты строим, а шурупы не делаем. А почему? У нас дорогой металл, который выгоднее экспортировать из-за роста мировых цен.

Но сейчас будет окно возможностей, я считаю. Ко мне обращаются люди, которые говорят: мол, у нас есть участок земли, у нас есть деньги – посоветуйте, что производить. Люди чувствуют, что появляются ниши. Когда я изучал этот вопрос, удивлялся, сколько вещей не производится в России, сколько отдано на откуп западных производителей: строительная химия, компоненты для лакокрасочной продукции, значительная часть инженерной сантехники. Конечно, чтобы наладить производства, нужны время, инвестиции в строительство, оборудование и т. д. Как минимум нужен доступный рублевый кредит для инвестпроектов. В прошлом году меня очень печалил рост ставки, когда вся инфляция, с которой боролись, – импортированная, спровоцированная тем, что спрос на Западе превышает предложение. Казалось бы, оставь ставку низкой, стимулируй проекты, стимулируй спрос, стимулируй производство здесь – и это прекраснейшим образом повлияет на инфляцию. Но ставка повышается, обрезая возможности заняться импортозамещением. Хорошо, сейчас, допустим, это некая защитная антикризисная мера, но ее нужно либо убирать как можно быстрее, либо финансировать конкретные проекты по более низким ставкам. Знаю, что есть идея субсидировать ставку системообразующим предприятиям.

– «Недружественные» страны очень подозрительно относятся к любому экспорту в Россию. Что такого критично важного сейчас недоступно из-за таких настроений?

– Во-первых, в текущей ситуации не всегда понятно, бренд ушел или приостановил работу. Во-вторых, зачастую есть аналоги. Например, об уходе объявила датская компания Grundfos, которая производит насосы для DIY-сегмента, строителей, пожарных систем и т. д., – огромный конгломерат, имевший очень серьезные позиции на российском рынке. Сейчас придется искать замену их технике, как и электрике ABB (шведско-швейцарская транснациональная компания. – «Ведомости»). Ничего, найдем другую, есть неплохие отечественные бренды, есть корейские. И, как я говорил, вода путь найдет – у нас уже разрешили параллельный импорт. Деньги правят миром, поэтому продавать будут, я думаю, в нашем DIY-сегменте всё, и возможности это привозить тоже найдутся.

– То есть надо просто переждать острую фазу?

– Я думаю, что сейчас идет переход системы из одного равновесного состояния в другое равновесное состояние, он занимает время и сопровождается очень сильными колебаниями, которые постепенно затухают. Мы пока в начале этого перехода.

– В каком примерно горизонте вы ожидаете стабилизации?

– Этот строительный сезон будет турбулентный. Не будем забывать, что в мире по-прежнему сохраняется нестабильность поставок, даже последствия пандемического года не исчезли. В мире, на мой взгляд, тоже начинается переход из одного состояния равновесия в другое. Возможно, существовавшая валютная система будет поломана. Остро стоит вопрос с подорожанием продовольствия. В России, думаю, какие-то вещи с точки зрения поставок прояснятся через полгода. Возможность создания новых производств – это не менее двух лет, скорее всего, больше, при нынешних ставках точно. Но тем не менее я уверен, что этот поток хлынет – в стране есть люди с деньгами, которые готовы инвестировать.

– Управляющие торговых центров сейчас ищут замену Obi в Турции, в Китае. А вам поступали предложения?

– Наш формат не подходит для торговых центров. Наша торговая точка представляет собой и место встречи с покупателями, и логистический комплекс, который способен хранить и переваливать огромное количество товара. Нам нужна достаточно большая территория, где будут соседствовать и магазины, и склады. Поэтому формат торгового центра – не наш вариант. Ну а про то, что кто-то придет из-за рубежа... Из Китая вряд ли придут DIY-игроки. В Китае не смогли закрепиться ни Obi, ни Kingfisher, которой принадлежит сеть Castorama (за исключением российского бизнеса, который в 2020 г. купила компания «Максидом». – «Ведомости»), так как там совершенно другая культура потребления. Там, например, очень сильно развиты отдельные нишевые магазины. В Турции есть DIY-ритейлер Koctas, но у меня большие сомнения, что он сможет здесь конкурировать.

– Ждете на вашем рынке каких-то крупных сделок по слиянию и поглощению? Может быть, с активами Obi? Там совершенно непонятная история...

– Да, в Obi действительно напряженная ситуация, потому что, как говорят в Минпромторге, это один из самых нехороших типов ухода. Штаб-квартира просто выпустила пресс-релиз, в российском офисе никто об этом даже не знал. Их хотели закрыть еще 8 марта, но компании как-то удалось продолжить работу. Потом им просто выключили IT-систему, и сейчас команда, коллектив сражаются за продолжение работы в России. Я очень хочу, чтобы они остались, и от души желаю им сил, успеха. Казалось бы, мнение должно быть другим: освободится место, хорошо. Но, во-первых, я всегда ратую за конкуренцию, потому что она держит в тонусе. А во-вторых, страшно, когда люди теряют рабочие места, стабильность, когда поставщики, контрагенты и все участники этого бизнеса не понимают, что с ними будет. Это губительно для экономики страны и всех нас вместе взятых через цепочку экономических последствий. Верю, что еще рано списывать со счетов ребят, что бизнес Obi каким-то образом может сохраниться в России.

Строительный торговый дом «Петрович»

Ритейлер

Владельцы (данные ЕГРЮЛа): Андриан Мельников (50%), Александр Березкин (25%), Елена Березкина (25%).
Финансовые показатели (РСБУ, 2020 г.): выручка – 72,7 млрд руб., чистая прибыль – 4,5 млрд руб.

Компания основана в 1995 г. в Санкт-Петербурге. Специализируется на торговле строительными материалами и товарами для ремонта, ассортимент насчитывает более 34 000 наименований. Компании принадлежат 21 строительно-торговый центр, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, металлобаза и производственные площадки. По данным компании, в 2021 г. выручка составила 102,2 млрд руб. (без НДС), осуществлено 3,2 млн доставок строительных материалов.

– Вы планируете нанимать сотрудников приостановивших свою работу компаний?

– Да, мы нанимаем сейчас людей. В прошлом году сформировался огромный дефицит персонала, это было тяжело. Сейчас к нам приходят устраиваться из других компаний, часто – западных, которые даже не покинули рынок. Мы работаем на уровне 85–90% заполненных вакансий. Так что приглашаю в команду «Петровича». (Смеется.)

«У клиента нет потребности покупать ногами»

– Продолжает ли у вас расти онлайн и другие каналы продаж?

– Да, онлайн продолжает расти. Сейчас он достиг 53% в доле розничных продаж.

– А нет такого, что покупатели стали больше искать в офлайне, так как заявленного на сайте может не быть?

– В «Петровиче» создана та редкая и качественная модель омниканальности, которая подразумевает в том числе единые остатки. Все, что есть на сайте, есть во всей торговой сети, поэтому онлайн так стремительно растет, у клиента нет потребности покупать ногами. Не надо думать, что онлайн, диджитал, омниканальность – это просто модные слова и красивый интерфейс сайта. За этим в «Петровиче» стоят прежде всего отшлифованные операционные процессы. И один из них – корректные остатки в системе по сравнению с фактом.

– Как и когда может повлиять на вас падение спроса на новостройки, на недвижимость из-за высоких ставок?

– Вопрос, что будет дальше. Я думаю, правительство хорошо понимает, что строительство – это отрасль с огромным мультипликатором на экономику, она тянет за собой другие секторы. Поэтому надеюсь, что помимо сохранения льготных программ строительную сферу будут как-то еще поддерживать. Понимаете, сила «Петровича» в том, что мы опираемся сразу на три сегмента: прорабов-профессионалов, конечного потребителя и b2b (это крупные строительные компании). Всех привлекает наш сервис: товар в наличии, доставка, обслуживание 24/7 и т. д. В нашей истории часто случалось так, что какой-то канал проседал, а какой-то сильно рос. В пандемию, например, остановилась стройка, опт просел, зато рванула онлайн-розница. Через некоторое время b2b восстановился и сейчас хорошо себя чувствует. Поэтому надеемся, что мы всегда будем устойчиво стоять на трех ногах.

– Какие у вас дальнейшие планы?

– Планируем двигаться в крупные города России с собственной инфраструктурой. Кроме того, есть проект по региональной экспансии, который связан с ростом продаж без нашей инфраструктуры, это своего рода франшиза. Работает так: мы находим эксклюзивного партнера – местного игрока, у которого плохо развит сегмент электронной коммерции либо его вообще нет. Развиваем наш сайт в этом городе и передаем заказы, а местный игрок их исполняет. Это реально выгодно всем, потому что люди, ритейлеры ничего не теряют, только приобретают большую известность, продажи и выстроенные процессы. Мы получаем комиссию за передачу заказов и контролируем обратную связь – это важно: высокое качество работы помогает увеличивать долю рынка.

Также мы нацелились зайти в города-миллионники, сейчас ищем хорошие земельные участки под строительство торговых объектов – около 6 га, с хорошей транспортной и жилой доступностью.

– В каких регионах?

– Мы смотрим Краснодар, Ростов, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самару и др.

– В Крым пойдете? Путин же призывал.

– Пока не собираемся, но мы понимаем, что и там будет много возможностей.

Евгений Мовчан, гендиректор сети «Петрович»

«У нас, к сожалению, далеко не идеальная ситуация с наличием товаров»

– Есть мрачные прогнозы, эксперты говорят про снижение качества рынка из-за ухода иностранных компаний, про частичный откат к строительным рынкам с серым товаром. Каков ваш прогноз?

– Из сетей в нашем сегменте пока только Obi под вопросом. В остальном у нас отличные конкуренты, очень сильные: Leroy Merlin, российские «Бауцентр», «Максидом». Мы все развиваемся и друг друга подстегиваем. Так что в Москве и Петербурге ничего особенно не поменяется. Плюс «Петрович» в регионы двинется, будет еще лучше. Это если мы говорим только про DIY, конечно. С точки зрения товарного наполнения – мы об этом беседовали – да, будут сложности, но есть аналоги, есть потенциал для новых производств, есть возможности привозить в страну импорт. Я вижу риски в краткосрочной перспективе, нежели в долгосрочной, потому что большое количество сбоев в моменте. Качественно работать с параллельным импортом пока, увы, не научились.

– Дефицит товаров будет? И насколько серьезный?

– Дефицит уже есть. У нас, к сожалению, далеко не идеальная ситуация с наличием товаров, особенно после волны ажиотажного спроса. Я надеюсь, что через полгода все выправится, как минимум по основным позициям. Самое главное – чтобы шли инвестиции в развитие производств [в России], так как у нас спрос превышал предложение еще год назад. Важно, чтобы компании не остановили свои инвестпроекты. А есть очень крупные российские и западные производители, которые анонсировали проекты по созданию новых мощностей.

– В такие турбулентные времена огромная нагрузка ложится именно на руководителей бизнеса. Что вам помогает и поддерживает?

– Я люблю беговые лыжи, люблю воздух и природу. Все это дает мне силы. Но я уверен: жизнь посылает испытания, чтобы учиться, чтобы улучшить что-то в себе. Если поймать это правильное состояние, то сразу видишь возможности, как это сделать. Паника, подавленность приводят только к безволию. Будешь сидеть и думать: «Господи, провал полный, инвестировать сюда – да ни за что на свете! Все плохо, все рушится, за что мне это!» Не надо в такие времена концентрироваться на себе, надо сосредоточиться на тех, кому ты можешь помочь. Мы помогаем людям обустраивать жизнь («Мы строим жизнь» – девиз компании, который написан на стене кабинета Мовчана. – «Ведомости»). Это философия служения, которая спасает в сложные времена.

Евгений Мовчан, гендиректор сети «Петрович»