Ваутер ван Верш: «Летать станет сложнее, но спрос на полеты все же огромный»

Вице-президент Airbus по региону Европа Ваутер ван Верш о конкуренции с Boeing и о том, как авиапром может участвовать в декарбонизации
Вице-президент Airbus по региону Европа Ваутер ван Верш
Вице-президент Airbus по региону Европа Ваутер ван Верш / Евгений Разумный / Ведомости

Участие иностранных делегаций и представительств в авиасалоне МАКС в этом году было минимальным из-за пандемии COVID-19. Не представила свой самолет бразильская Embraer, Boeing не привез новых самолетов – они были показаны только на стенде корпорации в виде моделей. Зато европейский концерн Airbus привез два самолета – широкофюзеляжный А350-1000 и A220, а также многоцелевой вертолет Н145. В дни проведения салона концерн заключил соглашение на поставку шести A220 с российской авиакомпанией «Азимут», которая до этого эксплуатировала только Sukhoi Superjet. Портфель по ранее заключенным контрактам с российскими авиакомпаниями – 40 самолетов, говорит ван Верш. По его прогнозу, спроса на новые самолеты в России «хватит на всех поставщиков – и российских, и иностранных».

– Как вы считаете, правильно было проводить авиасалон МАКС в пандемию?

– Замечательно, что авиасалон решили провести. Я считаю, это перезапуск больших выставок. Никаких авиашоу не было уже 18 месяцев. Поэтому я лично выступал за активное присутствие Airbus на этом шоу.

«В кризис самолетов оказалось больше, чем необходимо»

– Сколько заказов собрал Airbus за первое полугодие 2021 г. и сколько самолетов уже поставлено клиентам в этом году?

– В общей сложности с января по июнь 2021 г. Airbus получил 165 заказов на самолеты и передал 297 самолетов заказчикам. В 2021 г. мы планируем по меньшей мере поставить столько же, сколько и в прошлом году (566 машин).

– В компании вы отвечаете за стратегическое управление в период кризиса. Какие меры уже реализованы для выхода из кризиса в 2020 г., что еще предстоит сделать?

– Компания сильно урезала внешние и второстепенные расходы. Сейчас мы концентрируемся только на ключевых видах деятельности и программах. Это, например, новейший узкофюзеляжный самолет A321XLR (с наибольшей дальностью полета для этого класса самолетов – до 8700 км. – «Ведомости»). Остается также проект H160 (средний двухдвигательный вертолет на 12 человек. – «Ведомости»), спутники OneSat и проекты в рамках европейских оборонных программ. И наши новые концепты с нулевым уровнем выбросов ZEROe (самолеты на водородном топливе. – «Ведомости»).

– Airbus в прошлом году объявлял о сокращениях. Сколько сотрудников было уволено?

– Мы сократили штат на некоторых уровнях, оформили досрочный выход на пенсию. Но старались делать это в ограниченных масштабах, чтобы быстро нарастить производство потом. В 2020 г. было уволено 3582 человека, штат сократился до 131 349 человек. Хотя изначально планировалось сократить 13 000–15 000 человек до конца 2021 г.

– Вы ощущаете оживление вторичного рынка самолетов во время кризиса в авиаперевозках?

– В кризис самолетов оказалось больше, чем необходимо, поэтому многие из них пришлось припарковать. Но новые, современные самолеты со сниженным расходом топлива более экономичны в эксплуатации и пользуются популярностью. Поэтому мы не заметили значительного роста вторичного рынка. Исключение – борты, переоборудованные в грузовые. Из-за того что значительная часть широкофюзеляжных самолетов, оборудованных грузовыми отсеками в нижней части фюзеляжа, была отправлена на хранение, образовалась нехватка грузовых мощностей. Многие перевозчики переоборудовали старые пассажирские самолеты, такие как ранние модели А330 и А321, в грузовые.

– СМИ сообщали, что Airbus конвертирует A380 и A350 в грузовые версии. Так ли это?
Вице-президент Airbus по региону Европа Ваутер ван Верш
На МАКС-2021 Airbus показал широкофюзеляжный самолет А350-1000 с дальностью полета 16 000 км. Лайнер может взять на борт до 440 пассажиров / Евгений Разумный / Ведомости

– Технически переоборудовать А380 из пассажирской версии в грузовую возможно. И наши клиенты говорят, что самолеты Airbus – особенно А350 – могли бы иметь шансы на успешную эксплуатацию в грузовой версии. Мы внимательно присматриваемся к этому сегменту.

– В этом году Airbus прекратил сборку широкофюзеляжного двухпалубного самолета A380. Это был самый большой пассажирский лайнер в мире, вмещающий 500–800 человек. Почему такие самолеты никому не нужны?

– Последний в мире A380 находится на финальной сборке в Гамбурге. Сборка будет завершена в III квартале 2021 г. Но множество A380, уже поставленных авиакомпаниям, продолжат летать.

Сегодня рынок самолетов сверхбольшой размерности с четырьмя двигателями стал очень нишевым. Развитие регулирования правил безопасности и эволюция двигателей позволяют эксплуатировать на трансатлантических и сверхдальних маршрутах двухдвигательные широкофюзеляжные самолеты – например, в семействе А350 XWB. Одна из модификаций этого самолета может перевозить 480 пассажиров на 18 000 км

«Мы приветствуем конкурентов»

– Недавно завершился многолетний спор между ЕС и США, которые взаимно обвиняли друг друга в незаконном субсидировании Airbus и Boeing. Стороны на пять лет – до 2026 г. – отменили взаимные пошлины. Как это повлияет на расклад сил в авиапроме?

– Мы рады, что спор завершился и пошлины отменены. Но это никак не скажется на динамике авиационного рынка. Все наши прогнозы по рынку сохраняются – с задержкой на два года из-за пандемии COVID-19.

– Президент США Джо Байден заявил, что этим соглашением бросает вызов «нерыночным практикам китайского авиапрома». А вы чувствуете экспансию китайского авиапрома?

– Мне сложно судить. Китай разрабатывает свои самолеты – посмотрим, что они сделают и какие будут последствия. Мы приветствуем конкурентов.

– Airbus с 2019 г. опережает Boeing по количеству поставляемых эксплуатантам самолетов: в 2020 г. поставлено 566 самолетов против 157 у Boeing. В России наметилась та же тенденция. Какую долю занимают самолеты Airbus в России?

– Еще 20 лет назад доля самолетов Airbus в парке российских авиакомпаний была 30% против 70% у Boeing. 10 лет назад уже 40% приходилось на Airbus. А сегодня доля самолетов Airbus в России составляет 52% против 48% у Boeing. Так что да, наша доля растет. Причем парк Airbus в России моложе, чем у нашего конкурента: средний возраст нашего самолета составляет 9,8 года против 13,5 года на самолет в среднем.

Ваутер ван Верш

вице-президент Airbus в Европе
Родился в 1973 г. в Нидерландах. Окончил Университет имени Эразма Роттердамского по специальности «бизнес-администрирование»
1997
менеджер по продажам в Азии EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн – прежнее название Airbus)
2000
директор по развитию бизнеса в Европе, директор по продажам в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), региональный менеджер по развитию Alcatel-Lucent
2006
вице-президент по маркетингу и продажам в Северной Европе, затем старший вице-президент по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону Alstom
2014
руководитель группы по развитию интеграционных проектов General Electric (GE) – Alstom
2015
после слияния Alstom и GE назначен президентом и генеральным директором GE ASEAN
2018
президент, генеральный директор GE в АТР
2020
вице-президент Airbus в Европе
– Но это без учета российской техники.

– Да.

– Президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко на состоявшейся во время МАКСа конференции сообщил, что МС-21 к 2029 г. займет 57% российского рынка. С этой моделью конкурируют Boeing 737 MAX и Airbus A320/321 neo. Вы согласны с оценкой долей на рынке?

– Мне сложно комментировать чужие заявления.

– А какую долю Airbus на российском рынке вы сами планируете в будущем?

– Пока мы вполне довольны 52% – это 340 самолетов в парке 10 авиакомпаний и операторов VIP-перевозок. Мы планируем наращивать долю. Но прогнозов по этому показателю не даем.

«A220 – фантастический самолет в своей категории»

– В прошлом году российские авиакомпании вели переговоры с лизингодателями о переносе сроков поставок новых самолетов из-за пандемии. Это коснулось Airbus?

– Нет, мы не отменили ни одного заказа от российских авиакомпаний. Не считая подписанного на МАКСе нового контракта с авиакомпанией «Азимут» на поставку шести Airbus А220, портфель по ранее заключенным контрактам – 40 самолетов: A350-900, а также A321 и все семейство этих лайнеров (A350-900 заказывал «Аэрофлот», шесть самолетов уже поставлено, S7 и «Уральские авиалинии» заказывали A321neo, сообщали ранее авиакомпании. – «Ведомости»).

Вице-президент Airbus по региону Европа Ваутер ван Верш
– Какой у вас прогноз спроса на новые самолеты на российском рынке?

– По нашему прогнозу, в 2019–2038 гг. спрос на самолеты в России и СНГ составит 1200 шт. общей стоимостью $175 млрд. Из них 998 самолетов в категории малой размерности, 140 средней размерности, 39 большой размерности и 44 очень большой. Только по России и в сегменте узкофюзеляжных машин потребуется около 1000 новых самолетов. Этого хватит на всех поставщиков – и российских, и иностранных.

– Не обсуждаете поставки Airbus A320neo с лоукостером «Победа», который недавно отказался от контракта на Boeing MAX?

– Мы постоянно общаемся со всеми российскими эксплуатантами, но это конфиденциальные переговоры.

– Модель A220 из семейства Bombardier CSeries, которую заказал «Азимут», чем их заинтересовала?

– Вместимость этих лайнеров составляет 100–150 мест, и они отлично подходят для запуска новых направлений. Когда вы хотите опробовать новый маршрут, вы не ставите на него слишком вместительный самолет – Airbus A320/321 neo вмещает до 244 пассажиров. A220 – идеальный помощник для этого. Я считаю, что это фантастический самолет в своей категории: он эффективный, с приятным светлым салоном для пассажиров.

– Есть ли интерес со стороны других российских авиакомпаний, кроме «Азимута», к этой модели?

– Разные авиакомпании в России и за ее пределами проявляют интерес к этому самолету. Будем обсуждать.

– Какой ваш самолет больше всего подходит для компании-лоукостера?

– Зависит от маршрута и количества пассажиров. Я бы сказал, что чрезвычайно хорош для лоукостера и туристических направлений A330neo. Он вместительный, рассчитан на 300–380 пассажиров, но это и не А350 с его сверхшироким фюзеляжем. Если говорить о менее вместительных самолетах, наше семейство A320/321 neo сегодня используют как крупные дальнемагистральные перевозчики, так и локальные, например EasyJet, WizzAir или российская Smartavia.

– Сейчас хороший момент для запуска нового лоукостера?

– Каждый кризис предлагает возможности. Я отвечаю за продажи в Европе, я вижу, что здесь есть много идей запустить новые авиакомпании. Часто на очень нишевых рынках. В наши дни очень много предпринимателей, которым нравится авиация. Это динамичный рынок. Я думаю, в России тоже.

– Но есть ли спрос на путешествия?

– Да, летать станет сложнее из-за вводимых требований и тестов, но спрос на полеты все же огромный. Люди хотят летать, хотят путешествовать, навещать свои семьи. Еще приведу вам интересную цифру: сегодня 12% самолетов в эксплуатации по миру – это старая техника. Поэтому спрос на новые, более эффективные и топливосберегающие машины также есть.

«К 2035 г. планируем представить самолет на водороде»

– Международная организация гражданской авиации (ICAO) с 2016 г. реализует проект мониторинга выбросов парниковых газов в атмосферу от авиарейсов (CORSIA). На первом этапе ведется учет выбросов разных авиакомпаний, с 2027 г. перевозчики будут платить компенсации за каждую тонну СO2 сверх установленной нормы. Россия не поддержала проект, так как считает его дополнительной нагрузкой на сектор, которая к тому же не снизит уровень выбросов – авиакомпании просто будут покупать квоты на выбросы. А вы какого мнения придерживаетесь?

– Что касается России, то в июне на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин сказал, что через 30 лет общий объем выбросов углекислого газа в России должен быть ниже, чем в Европе. Мы, конечно, тоже выступаем за декарбонизацию отрасли и провели на МАКСе круглый стол на эту тему. В идеале мы бы хотели сформировать рабочую группу, которая приведет к созданию дорожной карты по достижению углеродной нейтральности.

– CORSIA предполагает штрафы для авиакомпаний за превышение уровня выбросов CO2. Справедливо ли штрафовать только авиаперевозчиков, учитывая, что не все могут позволить себе быстро закупить новый флот, особенно в кризис?

– Будет неуместным с нашей стороны комментировать эту инициативу.

– Как Airbus готов уже сейчас участвовать в экологической повестке?

– Пока что до 90% мирового авиапарка составляют самолеты старого поколения. Нужно обновлять флот – это поможет снизить уровень углеродных выбросов на 18%. Следующий шаг – использование экологичного авиационного топлива (sustainable aviation fuel, SAF). Пока что наши самолеты сертифицированы таким образом, что могут использовать только 50% смеси SAF. Но мы работаем над сертификацией для 100%-ного использования смеси SAF. Кроме того, к 2035 г. планируем представить самолет на водороде.

– Из чего производят сегодня экологичное авиатопливо и насколько оно дороже авиакеросина?

– Экологичное топливо может производиться из самого разного сырья с использованием различных методов производства. Например, Air France в мае выполнила рейс на A350, заправленном смесью керосина и биотоплива, изготовленного из отработанных растительных масел. Сырьем для биотоплива может быть мусор, отходы деревообработки, отработанные растительные масла и жиры. Пока SAF стоит примерно в 3 раза дороже, чем авиакеросин. Но с ростом спроса на SAF оно будет дешевле.

– Почему в этом году вы решили стать спонсорами деловой программы МАКСа?

– Мы действительно впервые проспонсировали деловую программу. На авиасалоне мы провели два круглых стола: на одном обсудили возвращение доверия к авиапутешествиям в условиях пандемии, на втором – декарбонизацию авиаотрасли. Устойчивое развитие отрасли – важная задача для всех участников этого рынка, а мы хотим быть лидером этого процесса.