Евгений Ключарев: «Есть все шансы доказать, что SSJ100 может зарабатывать»

Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев рассказывает, откуда будут летать десятки новых «Суперджетов» его компании
Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев
Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев / Андрей Гордеев / Ведомости

Red Wings уже несколько лет принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая, в свою очередь, с прошлого года входит в «Ростех». Ранее ОАК, будучи единственным в России производителем реактивных самолетов, не обращала особого внимания на наличие в своем периметре кэптивной авиакомпании. Все изменилось весной: «Ростех» разработал, а президент Владимир Путин одобрил программу поставки Red Wings в течение нескольких лет 60 гражданских самолетов SSJ100. Программа «Суперджет» испытывает острейший дефицит заказчиков, у ОАК в разной стадии готовности скопилось 59 таких лайнеров, в том числе 22 полностью построенных. Из этих 59 самолетов Red Wings получит 30, еще 30 будут построены для нее с нуля. Авиакомпания призвана стать эталонным эксплуатантом SSJ100 и вернуть авиационной отрасли веру в этот самолет. Гендиректор авиакомпании Евгений Ключарев в интервью «Ведомостям» рассказал, почему ключевым хабом SSJ100 выбран Екатеринбург и насколько серьезные меры господдержки нужны этой программе.

– Когда Red Wings начнет получать самолеты SSJ100? Программа поставки вам 60 лайнеров была одобрена президентом 13 мая.

– 31 августа мы подписали с ГТЛК контракт на поставку в лизинг первого самолета. С 15 сентября он начнет перевозки. В ближайшие дни будут подписаны соглашения на второй и третий лайнеры, они начнут оперирование с 24 сентября. И в октябре – декабре придут еще четыре лайнера, итого семь в 2020 г. Всего из 59 «Суперджетов», поставки которых наша авиационная промышленность запланировала в 2020–2021 гг., 30 самолетов предназначены для Red Wings. Еще 30 «Суперджетов», в соответствии с бизнес-планом, пополнят наш парк в 2022–2024 гг.

Такой быстрый рост флота связан с тем, что мы видим развитие рынка для этих самолетов не в одной точке, а в нескольких. Соответственно, в течение 3–4 лет мы организуем базирование и разлет SSJ100 из нескольких региональных аэропортов.

– Было же принято решение, что поставку нескольким авиакомпаниям всей или почти всей партии из 59 самолетов будет финансировать Промсвязьбанк и лизингодателем будет их дочерняя компания «ПСБ лизинг».

– ГТЛК поставит нам первые три «Суперджета». Последующие суда будет поставлять «ПСБ лизинг».

– Как Red Wings стала головной компанией этого проекта по эксплуатации 60 SSJ100? Ведь «Ростех» думал с нуля создать авиакомпанию, чтобы поставлять в нее российские самолеты. И название для нее было придумано: «РТ-авиа».

– Такой проект существовал. Но в какой-то момент внешние обстоятельства как на авиационном рынке, так и в экономике в целом повлияли на позицию руководства госкорпорации «Ростех». Я имею в виду в том числе и эпидемию коронавируса, и связанные с нею ограничения для многих отраслей. Было решено не создавать авиакомпанию с нуля, это длинный путь: надо формировать команду, получать сертификат эксплуатанта, за рубеж новый перевозчик два года не имеет права летать. Большие дополнительные затраты.

Уральский хаб

– Из каких городов планируете летать на «Суперджетах»?

– Окончательное решение по региональным базам еще не принято. Рассматриваются Минеральные Воды и Сочи – южные туристические направления, на которые существует огромный спрос. При этом Сочи уже является полноценным круглогодичным курортом, Минводы становятся таковым благодаря развитию горнолыжного кластера на Северном Кавказе и бальнеологии.

Дальше – Санкт-Петербург и Иркутск. В Санкт-Петербурге мы уже хорошо представлены, у нас там и сейчас постоянно забазированы два самолета, круглогодично выполняющие полеты, расширение географии не будет для нас проблемой. Иркутск также перспективен: с одной стороны, самодостаточная точка для региональных направлений – и некоторых международных направлений, прежде всего в Китай.

Евгений Ключарев

Гендиректор Red Wings
в 1971 г. в Ташкенте. В 1993 г. окончил Московский государственный институт электроники и техники с квалификацией инженер-физик
1994
начал карьеру в авиации в аэрокомпании «Трансаэро»
1997
заместитель коммерческого директора авиакомпании «Ист-лайн»
2001
коммерческий директор в авиакомпании «Евразия»
2003
директор по перевозкам туроператора РВБ «Алеан»
2008
гендиректор компании «С7 чартер», позднее также стал гендиректором «С7 тур». Обе компании входили в холдинг S7 Group
2011
директор по авиации TUI Russia
2014
гендиректор авиакомпании Red Wings

Также рассматриваем в качестве региональных баз [подмосковный] «Жуковский», который интересен из-за возможности получать назначение на востребованные зарубежные направления. А также Калининград: самый западный город России, он привлекателен для создания хаба с разлетом по европейским направлениям. Для этой цели как раз подойдет «Суперджет» с его оптимальной размерностью – потенциальный пассажиропоток через этот город значительно меньше, чем из Москвы.

А нашим основным региональным хабом, ключевым для проекта SSJ100, станет Екатеринбург. Именно из «Кольцово» мы начинаем полеты на российских лайнерах. Уже открыты продажи в Саратов, Нижний Новгород и Волгоград с 15 сентября. На даты с 24 сентября в ближайшее время будут открыты продажи в Махачкалу, Воронеж, Оренбург, Красноярск, Кемерово, Ноябрьск. Почти все эти направления будут субсидироваться из бюджета.

– Сколько самолетов у Red Wings будет в Екатеринбурге?

– К 2022–2023 гг. мы собираемся довести группировку «Суперджетов» в Екатеринбурге до 20 штук, также там будут базироваться 4–5 среднемагистральных самолетов семейства Airbus 320, для того чтобы обеспечить полноценную хабовую трансферную модель – для тех направлений, на которых из-за более высокого спроса эффективнее более вместительные лайнеры. Всего количество направлений из Екатеринбурга составит 34 с учетом Москвы и Сочи.

– Я правильно понимаю, что из Москвы ваши «Суперджеты» летать не будут? «Домодедово» останется для вас базовым аэропортом?

– Да, мы рассматриваем «Домодедово» как наш базовый, родной аэропорт. Разлет из Москвы мы продолжим на самолетах Airbus 320/321, в том числе выполнение чартерных рейсов для наших партнеров-туроператоров. Планов летать на SSJ100 из столицы пока нет.

– Почему именно Екатеринбург?

– Екатеринбург сам по себе один из крупнейших и наиболее развитых городов России. И он расположен на границе европейской и азиатской частей страны, т. е. на перекрещении всех возможных воздушных путей. Это выгодное географическое расположение для транзитного узла между различными частями страны, для полетов с востока на юг и юго-запад, с востока в центр и на северо-запад. Все оптимальные маршруты проходят через Екатеринбург.

Плюс ко всему залогом успешного авиационного проекта являются взаимодействие и добрая воля аэропорта. И аэропорт Екатеринбурга «Кольцово» крайне позитивно и конструктивно настроен в отношении этого проекта.

Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев
Red Wings сделает екатеринбургский аэропорт «Кольцово» хабом для своих SSJ100 / facebook.com/Koltsovo
– «Кольцово» обещает скидки?

– Скидки как новому перевозчику за открытие новых направлений, конечно, предусмотрены. Важна в целом поддержка со стороны аэропорта. Например, для развития хабовой модели нужно большое количество удобных слотов – чтобы между всеми рейсами были удобные стыковки.

– «Кольцово» – базовый аэропорт для «Уральских авиалиний», одной из крупнейших авиакомпаний страны. За счет чего будете конкурировать с ними?

АО «Ред вингс»

Авиакомпания
Владельцы: Объединенная авиастроительная корпорация через АО «Ильюшин финанс» (100%).
Финансовые показатели (РСБУ, 2019 г.): выручка – 20,7 млрд руб.,
чистая прибыль – 28,3 млн руб.
Пассажироперевозки (2019 г.) – 3,1 млн человек (9-е место в России).
Сейчас располагает парком из 16 самолетов Airbus 320/321.

– Конкуренция с кем бы то ни было для нас не самоцель. Мы создаем продукт транзитного регионального хаба. Если внимательно посмотреть на географию полетов и расписание «Уральских авиалиний», вы увидите, что у них немного стыковочных рейсов в Екатеринбурге. Большинство рейсов этой авиакомпании выполняются point-to-point и в меньшей степени рассчитаны на трансферных пассажиров. Мы же попытаемся создать некий аналог московских аэропортов, чтобы пассажиры могли воспользоваться одно- или двухволновым хабом.

Такую трансферную модель реализовала и успешно развивает в Новосибирске авиакомпания S7. Наша модель будет скорее схожа с их моделью, чем с «Уральскими авиалиниями».

Полноценное стыковочное расписание в Екатеринбурге мы запустим со стартом следующего летнего сезона – весной 2021 г. В первые месяцы полетов ставки на транзит не будет, так как наш парк SSJ100 будет в этот период невелик.

– S7 – вторая по величине авиакомпания страны и в последние годы наряду с лоукостером «Победа» считается самой эффективной в стране. С ними конкуренция будет еще тяжелее, чем с «Уральцами».

– Мы же как-то с S7 уже много лет уживаемся в одном базовом аэропорту, в «Домодедово». Здесь будет точно так же: надо делать свою программу, предлагать свой собственный, отличный от других продукт. Перелет из Екатеринбурга и перелет из Новосибирска – это все-таки разные вещи. Я не хочу сказать, что в Екатеринбурге погода лучше или аэропорт комфортнее. Но географически Екатеринбург расположен, на мой взгляд, удобнее для регионального хаба. Новосибирск все-таки сильно оттянут на восток – из Москвы это четыре часа полета, а не два с половиной. Екатеринбург ближе к южным курортам и Санкт-Петербургу, основным притягательным точкам помимо Москвы.

– За рубеж из Екатеринбурга планируете летать?

– Есть такие планы, конечно. Может, не в первый год, тем более что сейчас международные рейсы еще не разрешены. Но мы смотрим в эту сторону и рассчитываем на получение международных допусков.

Господдержка для SSJ100

– Red Wings должна вернуть доверие к программе SSJ100, стать, как сказал вице-премьер Юрий Борисов, эталонным эксплуатантом российских самолетов. Почти ни одной авиакомпании не удавалось обеспечить высокий налет на SSJ100, так как они много простаивают из-за отсутствия запчастей. Почему удастся вам?

– Нам в свое время, в 2015 г., это уже удавалось. У нас есть все шансы показывать высокий налет на SSJ100 в течение всего года и доказать, что этот самолет может зарабатывать. Мы создадим в «Кольцово» линейную станцию для обслуживания наших «Суперджетов». Также в периметре ОАК (производитель SSJ100. – «Ведомости») создается компания по техническому обслуживанием SSJ100 наших и других авиакомпаний.

Кроме того, мы рассчитываем на господдержку по постановлению правительства № 301: согласно ему на новый российский самолет бюджет выделяет авиакомпании 140 млн руб., 115 млн из них идут как раз на создание склада запчастей, 25 млн – на обучение экипажей. Это достаточные средства.

– На какие еще меры господдержки вы рассчитываете в этом проекте?

– Мы также закладываемся на постановление № 1212 [правительства от 25.12.2019 о субсидировании лизинговых платежей], по которому бюджет выделяет на каждый «Суперджет» 199 млн руб., которые идут на оплату лизинговых платежей; самолет на длительный период, больше года, становится для авиакомпании бесплатным.

И, конечно, мы рассчитываем на субсидирование ряда наших региональных маршрутов по постановлению № 1242 [правительства от 25.12.2013 о субсидиях на осуществление региональных воздушных перевозок]. Заявки на эти субсидии подаются и одобряются в начале года. В начале года нашего проекта еще не было, и заявки мы не подавали. Но летом на эту программу выделено дополнительно 3 млрд руб., и по ней будут субсидироваться почти все наши рейсы из Екатеринбурга в 2020 г.

– На какую сумму субсидий вы рассчитываете в этом году?

– Сумма небольшая – 200–300 млн руб., мы же только начинаем полеты на SSJ100.

– Пять лет назад Red Wings эксплуатировала пять «Суперджетов» всего год, а потом лайнеры забрал за неплатежи лизингодатель – ГТЛК. Это не назовешь удачным опытом. Что тогда пошло не так?

– Red Wings тогда была единственной авиакомпанией, которая эксплуатировала исключительно отечественные реактивные самолеты, лайнеры семейства Ту-204. В начале 2015 г. мы взяли в лизинг три SSJ100 и успешно на них отлетали, в высокий летний сезон стали мировым рекордсменом по налету на этом типе. Несмотря на то что российская авиация и экономика в целом были тогда в кризисе из-за резкой девальвации рубля. В конце 2015 г. мы взяли еще два SSJ100. Лизингодателем по всем судам выступал сам производитель – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; в декабре 2019 г. присоединены к корпорации «Иркут» в качестве филиала «Региональные самолеты»; «Иркут» входит в ОАК. – «Ведомости»). Мы заранее договорились с ГСС, что зимой за лизинг платить не будем, а рассчитаемся летом. Но зимой ГСС продала наши самолеты ГТЛК, та ждать лета не стала, забрала суда и поставила другим авиакомпаниям. Нам тогда не повезло: получилось, что мы отлетали на SSJ100 два зимних планово убыточных сезона и один высокий летний – авиакомпании никогда так не планируют. Но эксплуатировали мы эти лайнеры эффективно.

Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев
Red Wings летала на SSJ100 в 2015–2016 гг. / РИА Новости

Как преодолеть кризис

– Как Red Wings переживает кризис?

– Мы в апреле снизили активность до самого минимума: до снятия ограничительных мер летали 1–2 лайнера с невысокой частотностью. В июне начали энергичное восстановление полетов, с середины июля летают все наши самолеты. Но кризис отрасль еще не пережила, самое страшное еще впереди, ведь количество самолетов у российских авиакомпаний не изменилось, а в прошлом году они перевезли 128 млн пассажиров, из которых примерно 50% на международных линиях. Этим летом вся эта армада бросилась на внутренние направления – представляете, насколько объем предложения превысил и так пошатнувшийся спрос!

Рынок очень тяжелый для авиакомпании. Мы, например, планировали в этом году пополнение парка еще шестью судами Airbus 320/321, но договорились о переносе этих поставок на следующую весну. Также заморозили часть контрактов с туроператорами – мы ведь всегда большой объем чартерных программ выполняем. Туристические программы по международным направлениям заморозили наши крупнейшие клиенты, среди которых «Библио глобус», «Интурист», TUI, Coral Travel – на них и были рассчитаны новые самолеты. С открытием Турции мы начали возить россиян в Анталию по заказу «Интуриста». Сохранилась российская часть программ – например, с «Библио глобусом» в Сочи и Симферополь из регионов.

– Ваши лизингодатели сейчас – иностранные компании. Вы договорились о реструктуризации лизинговых платежей?

– Со всеми договорились. На разные сроки перенесены платежи. Все наши лизингодатели – люди разумные.

– Многие российские авиакомпании говорили, что идеальным был бы вариант платежи за самые тяжелые месяцы – апрель, май, может июнь – не перенести на будущее, а вообще отменить. Например, продлить сроки лизинговых контрактов на 2–3 месяца без увеличения суммарных размеров платежей, – эти месяцы, таким образом, просто выпали бы.

– С некоторыми партнерами именно так и договорились.

– Red Wings потребуется внешнее финансирование, чтобы пережить кризис, – например, кредиты?

– Скорее всего, потребуется. К авиационной отрасли финансовые институты всегда относились осторожно, а в период пандемии тем более. Но у нас есть партнеры, с которыми существует хорошая история кредитных отношений, мы рассчитываем на их поддержку.

– Red Wings же входит в перечень системообразующих предприятий. Для таких предусмотрено в том числе льготное кредитование, под госгарантии.

– Мы входим в перечень, наши заявки на получение льготных кредитов сейчас рассматриваются банками.

– Единственная утвержденная правительством мера для авиакомпаний – это субсидии в 365 руб. за каждого пассажира, потерянного в период пандемии по сравнению с прошлым годом. Red Wings сколько субсидий досталось?

– За февраль – июль мы получили около 370 млн руб.

– Суммы выглядят смешными для авиакомпании. Достаточны ли они?

– Для преодоления кризиса, конечно, недостаточны. Но серьезно помогли поддержать структуру авиакомпании в период практически полной остановки полетов.

– Ни одна более-менее крупная авиакомпания в мире не остановилась. Но иностранные перевозчики получили от своих государств существенную помощь – миллиарды долларов. Российские авиакомпании на этом фоне не получили ничего. Сумеет ли отрасль избежать банкротств?

– Выходить из кризиса, если не будет второй волны, мы будем минимум 1,5–2 года. В этом году отрасль, наверное, перевезет половину от объемов 2019 г. При таком раскладе я не представляю, как можно пройти такой кризис без потерь. Потери, боюсь, будут – если не остановки авиакомпаний, то серьезное сокращение размеров бизнеса.

– Как вырастет Red Wings в случае реализации полностью проекта SSJ100?

– Этот проект, безусловно, будет серьезным шагом в развитии авиакомпании, позволит занять более заметное место на рынке, выведет нас, так сказать, в высшую лигу российских перевозчиков. Он поможет подержать репутацию российского авиапрома и подготовит компанию к приему и эффективной эксплуатации среднемагистрального российского лайнера МС-21, который сейчас разрабатывается. Напомню, что Red Wings стала первой российской авиакомпанией, которая подписала твердый лизинговый контракт на получение МС-21: на авиасалоне МАКС-2017 мы заказали 16 МС-21.

Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев