«Есть все шансы доказать, что SSJ100 может зарабатывать»
Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев рассказывает, откуда будут летать десятки новых «Суперджетов» его компанииRed Wings уже несколько лет принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая, в свою очередь, с прошлого года входит в «Ростех». Ранее ОАК, будучи единственным в России производителем реактивных самолетов, не обращала особого внимания на наличие в своем периметре кэптивной авиакомпании. Все изменилось весной: «Ростех» разработал, а президент Владимир Путин одобрил программу поставки Red Wings в течение нескольких лет 60 гражданских самолетов SSJ100. Программа «Суперджет» испытывает острейший дефицит заказчиков, у ОАК в разной стадии готовности скопилось 59 таких лайнеров, в том числе 22 полностью построенных. Из этих 59 самолетов Red Wings получит 30, еще 30 будут построены для нее с нуля. Авиакомпания призвана стать эталонным эксплуатантом SSJ100 и вернуть авиационной отрасли веру в этот самолет. Гендиректор авиакомпании Евгений Ключарев в интервью «Ведомостям» рассказал, почему ключевым хабом SSJ100 выбран Екатеринбург и насколько серьезные меры господдержки нужны этой программе.
– 31 августа мы подписали с ГТЛК контракт на поставку в лизинг первого самолета. С 15 сентября он начнет перевозки. В ближайшие дни будут подписаны соглашения на второй и третий лайнеры, они начнут оперирование с 24 сентября. И в октябре – декабре придут еще четыре лайнера, итого семь в 2020 г. Всего из 59 «Суперджетов», поставки которых наша авиационная промышленность запланировала в 2020–2021 гг., 30 самолетов предназначены для Red Wings. Еще 30 «Суперджетов», в соответствии с бизнес-планом, пополнят наш парк в 2022–2024 гг.
Такой быстрый рост флота связан с тем, что мы видим развитие рынка для этих самолетов не в одной точке, а в нескольких. Соответственно, в течение 3–4 лет мы организуем базирование и разлет SSJ100 из нескольких региональных аэропортов.
– ГТЛК поставит нам первые три «Суперджета». Последующие суда будет поставлять «ПСБ лизинг».
– Такой проект существовал. Но в какой-то момент внешние обстоятельства как на авиационном рынке, так и в экономике в целом повлияли на позицию руководства госкорпорации «Ростех». Я имею в виду в том числе и эпидемию коронавируса, и связанные с нею ограничения для многих отраслей. Было решено не создавать авиакомпанию с нуля, это длинный путь: надо формировать команду, получать сертификат эксплуатанта, за рубеж новый перевозчик два года не имеет права летать. Большие дополнительные затраты.
Уральский хаб
– Окончательное решение по региональным базам еще не принято. Рассматриваются Минеральные Воды и Сочи – южные туристические направления, на которые существует огромный спрос. При этом Сочи уже является полноценным круглогодичным курортом, Минводы становятся таковым благодаря развитию горнолыжного кластера на Северном Кавказе и бальнеологии.
Дальше – Санкт-Петербург и Иркутск. В Санкт-Петербурге мы уже хорошо представлены, у нас там и сейчас постоянно забазированы два самолета, круглогодично выполняющие полеты, расширение географии не будет для нас проблемой. Иркутск также перспективен: с одной стороны, самодостаточная точка для региональных направлений – и некоторых международных направлений, прежде всего в Китай.
Евгений Ключарев
Также рассматриваем в качестве региональных баз [подмосковный] «Жуковский», который интересен из-за возможности получать назначение на востребованные зарубежные направления. А также Калининград: самый западный город России, он привлекателен для создания хаба с разлетом по европейским направлениям. Для этой цели как раз подойдет «Суперджет» с его оптимальной размерностью – потенциальный пассажиропоток через этот город значительно меньше, чем из Москвы.
А нашим основным региональным хабом, ключевым для проекта SSJ100, станет Екатеринбург. Именно из «Кольцово» мы начинаем полеты на российских лайнерах. Уже открыты продажи в Саратов, Нижний Новгород и Волгоград с 15 сентября. На даты с 24 сентября в ближайшее время будут открыты продажи в Махачкалу, Воронеж, Оренбург, Красноярск, Кемерово, Ноябрьск. Почти все эти направления будут субсидироваться из бюджета.
– К 2022–2023 гг. мы собираемся довести группировку «Суперджетов» в Екатеринбурге до 20 штук, также там будут базироваться 4–5 среднемагистральных самолетов семейства Airbus 320, для того чтобы обеспечить полноценную хабовую трансферную модель – для тех направлений, на которых из-за более высокого спроса эффективнее более вместительные лайнеры. Всего количество направлений из Екатеринбурга составит 34 с учетом Москвы и Сочи.
– Да, мы рассматриваем «Домодедово» как наш базовый, родной аэропорт. Разлет из Москвы мы продолжим на самолетах Airbus 320/321, в том числе выполнение чартерных рейсов для наших партнеров-туроператоров. Планов летать на SSJ100 из столицы пока нет.
– Екатеринбург сам по себе один из крупнейших и наиболее развитых городов России. И он расположен на границе европейской и азиатской частей страны, т. е. на перекрещении всех возможных воздушных путей. Это выгодное географическое расположение для транзитного узла между различными частями страны, для полетов с востока на юг и юго-запад, с востока в центр и на северо-запад. Все оптимальные маршруты проходят через Екатеринбург.
Плюс ко всему залогом успешного авиационного проекта являются взаимодействие и добрая воля аэропорта. И аэропорт Екатеринбурга «Кольцово» крайне позитивно и конструктивно настроен в отношении этого проекта.
– Скидки как новому перевозчику за открытие новых направлений, конечно, предусмотрены. Важна в целом поддержка со стороны аэропорта. Например, для развития хабовой модели нужно большое количество удобных слотов – чтобы между всеми рейсами были удобные стыковки.
АО «Ред вингс»
Авиакомпания
Владельцы: Объединенная авиастроительная корпорация через АО «Ильюшин финанс» (100%).
Финансовые показатели (РСБУ, 2019 г.): выручка – 20,7 млрд руб.,
чистая прибыль – 28,3 млн руб.
Пассажироперевозки (2019 г.) – 3,1 млн человек (9-е место в России).
Сейчас располагает парком из 16 самолетов Airbus 320/321.
– Конкуренция с кем бы то ни было для нас не самоцель. Мы создаем продукт транзитного регионального хаба. Если внимательно посмотреть на географию полетов и расписание «Уральских авиалиний», вы увидите, что у них немного стыковочных рейсов в Екатеринбурге. Большинство рейсов этой авиакомпании выполняются point-to-point и в меньшей степени рассчитаны на трансферных пассажиров. Мы же попытаемся создать некий аналог московских аэропортов, чтобы пассажиры могли воспользоваться одно- или двухволновым хабом.
Такую трансферную модель реализовала и успешно развивает в Новосибирске авиакомпания S7. Наша модель будет скорее схожа с их моделью, чем с «Уральскими авиалиниями».
Полноценное стыковочное расписание в Екатеринбурге мы запустим со стартом следующего летнего сезона – весной 2021 г. В первые месяцы полетов ставки на транзит не будет, так как наш парк SSJ100 будет в этот период невелик.
– Мы же как-то с S7 уже много лет уживаемся в одном базовом аэропорту, в «Домодедово». Здесь будет точно так же: надо делать свою программу, предлагать свой собственный, отличный от других продукт. Перелет из Екатеринбурга и перелет из Новосибирска – это все-таки разные вещи. Я не хочу сказать, что в Екатеринбурге погода лучше или аэропорт комфортнее. Но географически Екатеринбург расположен, на мой взгляд, удобнее для регионального хаба. Новосибирск все-таки сильно оттянут на восток – из Москвы это четыре часа полета, а не два с половиной. Екатеринбург ближе к южным курортам и Санкт-Петербургу, основным притягательным точкам помимо Москвы.
– Есть такие планы, конечно. Может, не в первый год, тем более что сейчас международные рейсы еще не разрешены. Но мы смотрим в эту сторону и рассчитываем на получение международных допусков.
Господдержка для SSJ100
– Нам в свое время, в 2015 г., это уже удавалось. У нас есть все шансы показывать высокий налет на SSJ100 в течение всего года и доказать, что этот самолет может зарабатывать. Мы создадим в «Кольцово» линейную станцию для обслуживания наших «Суперджетов». Также в периметре ОАК (производитель SSJ100. – «Ведомости») создается компания по техническому обслуживанием SSJ100 наших и других авиакомпаний.
Кроме того, мы рассчитываем на господдержку по постановлению правительства № 301: согласно ему на новый российский самолет бюджет выделяет авиакомпании 140 млн руб., 115 млн из них идут как раз на создание склада запчастей, 25 млн – на обучение экипажей. Это достаточные средства.
– Мы также закладываемся на постановление № 1212 [правительства от 25.12.2019 о субсидировании лизинговых платежей], по которому бюджет выделяет на каждый «Суперджет» 199 млн руб., которые идут на оплату лизинговых платежей; самолет на длительный период, больше года, становится для авиакомпании бесплатным.
И, конечно, мы рассчитываем на субсидирование ряда наших региональных маршрутов по постановлению № 1242 [правительства от 25.12.2013 о субсидиях на осуществление региональных воздушных перевозок]. Заявки на эти субсидии подаются и одобряются в начале года. В начале года нашего проекта еще не было, и заявки мы не подавали. Но летом на эту программу выделено дополнительно 3 млрд руб., и по ней будут субсидироваться почти все наши рейсы из Екатеринбурга в 2020 г.
– Сумма небольшая – 200–300 млн руб., мы же только начинаем полеты на SSJ100.
– Red Wings тогда была единственной авиакомпанией, которая эксплуатировала исключительно отечественные реактивные самолеты, лайнеры семейства Ту-204. В начале 2015 г. мы взяли в лизинг три SSJ100 и успешно на них отлетали, в высокий летний сезон стали мировым рекордсменом по налету на этом типе. Несмотря на то что российская авиация и экономика в целом были тогда в кризисе из-за резкой девальвации рубля. В конце 2015 г. мы взяли еще два SSJ100. Лизингодателем по всем судам выступал сам производитель – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; в декабре 2019 г. присоединены к корпорации «Иркут» в качестве филиала «Региональные самолеты»; «Иркут» входит в ОАК. – «Ведомости»). Мы заранее договорились с ГСС, что зимой за лизинг платить не будем, а рассчитаемся летом. Но зимой ГСС продала наши самолеты ГТЛК, та ждать лета не стала, забрала суда и поставила другим авиакомпаниям. Нам тогда не повезло: получилось, что мы отлетали на SSJ100 два зимних планово убыточных сезона и один высокий летний – авиакомпании никогда так не планируют. Но эксплуатировали мы эти лайнеры эффективно.
Как преодолеть кризис
– Мы в апреле снизили активность до самого минимума: до снятия ограничительных мер летали 1–2 лайнера с невысокой частотностью. В июне начали энергичное восстановление полетов, с середины июля летают все наши самолеты. Но кризис отрасль еще не пережила, самое страшное еще впереди, ведь количество самолетов у российских авиакомпаний не изменилось, а в прошлом году они перевезли 128 млн пассажиров, из которых примерно 50% на международных линиях. Этим летом вся эта армада бросилась на внутренние направления – представляете, насколько объем предложения превысил и так пошатнувшийся спрос!
Рынок очень тяжелый для авиакомпании. Мы, например, планировали в этом году пополнение парка еще шестью судами Airbus 320/321, но договорились о переносе этих поставок на следующую весну. Также заморозили часть контрактов с туроператорами – мы ведь всегда большой объем чартерных программ выполняем. Туристические программы по международным направлениям заморозили наши крупнейшие клиенты, среди которых «Библио глобус», «Интурист», TUI, Coral Travel – на них и были рассчитаны новые самолеты. С открытием Турции мы начали возить россиян в Анталию по заказу «Интуриста». Сохранилась российская часть программ – например, с «Библио глобусом» в Сочи и Симферополь из регионов.
– Со всеми договорились. На разные сроки перенесены платежи. Все наши лизингодатели – люди разумные.
– С некоторыми партнерами именно так и договорились.
– Скорее всего, потребуется. К авиационной отрасли финансовые институты всегда относились осторожно, а в период пандемии тем более. Но у нас есть партнеры, с которыми существует хорошая история кредитных отношений, мы рассчитываем на их поддержку.
– Мы входим в перечень, наши заявки на получение льготных кредитов сейчас рассматриваются банками.
– За февраль – июль мы получили около 370 млн руб.
– Для преодоления кризиса, конечно, недостаточны. Но серьезно помогли поддержать структуру авиакомпании в период практически полной остановки полетов.
– Выходить из кризиса, если не будет второй волны, мы будем минимум 1,5–2 года. В этом году отрасль, наверное, перевезет половину от объемов 2019 г. При таком раскладе я не представляю, как можно пройти такой кризис без потерь. Потери, боюсь, будут – если не остановки авиакомпаний, то серьезное сокращение размеров бизнеса.
– Этот проект, безусловно, будет серьезным шагом в развитии авиакомпании, позволит занять более заметное место на рынке, выведет нас, так сказать, в высшую лигу российских перевозчиков. Он поможет подержать репутацию российского авиапрома и подготовит компанию к приему и эффективной эксплуатации среднемагистрального российского лайнера МС-21, который сейчас разрабатывается. Напомню, что Red Wings стала первой российской авиакомпанией, которая подписала твердый лизинговый контракт на получение МС-21: на авиасалоне МАКС-2017 мы заказали 16 МС-21.