«Teva планирует выводить на рынок новые препараты каждые год-два»
Гендиректор Teva рассказывает, как выводит фармкомпанию из кризиса и почему она сохраняет приверженность дженерикамКоре Шульц нисколько не смущается тем, что два года назад, принимая предложение возглавить одного из крупнейших в мире фармпроизводителей – Teva, попросил часть вознаграждения авансом. Долг компании подошел тогда к опасной черте, бизнес с более чем 100-летней историей грозил рухнуть. Шульцу, уже седьмому за 10 лет гендиректору, пришлось принимать «рискованные и непопулярные» решения. Компания выходит из кризиса, а у гендиректора амбициозные планы – и по стремительному снижению долга, и по упрочению позиций на рынке дженериков, которые составляют половину фирменного портфеля.
– Вследствие истечения патентной защиты на препарат копаксон (препарат для лечения рассеянного склероза. – «Ведомости») и снижения прибыльности на американском рынке дженериков мы видели перспективу убытка приблизительно в $5 млрд ежегодно, что равнялось в тот момент нашей общей выручке. И с учетом долговой нагрузки, которая на начало 2017 г. составляла $35 млрд, без значительного сокращения издержек было невозможно удержать бизнес. Поэтому в реальности не было большого выбора.
– Дело в снижении выручки от продаж препарата копаксон на протяжении нескольких лет, преимущественно на рынке США. Мы понимали, что каждый год будем терять порядка $2 млрд. Чтобы это компенсировать, мы составили план реструктуризации, дабы сократить издержки на $3 млрд. Этот план подразумевает, что на конец реструктуризации [годовая] выручка компании достигнет $3 млрд, т. е. того уровня, который позволяет нам продолжать сокращение долга.
Мы стараемся сделать компанию более конкурентоспособной и эффективной, с тем чтобы по мере снижения долговой нагрузки кредитный рейтинг Teva мог быть повышен до А и можно было сказать, что это «нормальная безрисковая компания».
Когда падение, связанное с копаксоном, будет перекрыто продажами новых продуктов Austedo 1 и Ajovy2 (препарат для лечения хореи при болезни Гентингтона и средство для лечения мигрени, в России не зарегистрированы. – «Ведомости»), бизнес начнет снова расти. Сейчас мы на самой нижней точке, откуда компания постепенно начнет движение вверх.
– Да, именно так.
– Да, очень. Нам удалось сократить затраты на $3 млрд, поддерживая при этом высокое качество продукции и обеспечивая необходимыми препаратами 200 млн пациентов ежедневно.
– Я думаю, то, что мы проделали, было единственно возможным решением. Сотрудники воплотили эти планы в жизнь с фантастической ответственностью, сохраняя высокое качество продукции и ориентацию на интересы пациентов.
– Да, это, несомненно, очень грустная, но необходимая часть реструктуризации. Единственное, что немного смягчило ситуацию, – это тот факт, что большинство сотрудников могли найти новую работу, поскольку все они высококвалифицированные специалисты фармацевтической отрасли, обычно они находят работу довольно легко.
– Компания в этом году получает денежный поток и прибыль, если не учитывать капитальные затраты. С начала 2017 г. мы снизили долг с $35 млрд до $26 млрд и продолжим его уменьшать в последующие годы.
– Цель – увеличить прибыль, но направлять ее на снижение долговой нагрузки и в течение 3–5 лет добиться показателя чистый долг / EBITDA не более 3.
Коре Шульц
Подвели дженерики в Америке
– Мы не планируем менять уже установившуюся пропорцию 50 на 50 продаж дженериков и специализированных препаратов. То, что произошло в США, – это специфические структурные изменения [в продажах]. FDA одобрило продукцию многих китайских и индийских производителей, одновременно закупщики консолидировались в три группы, что, в свою очередь, повлияло на отпускные цены. Сейчас цены стабилизировались примерно на уровне европейских. В США более 90% продаж приходится на дженерики, но в денежном выражении это менее 25%, т. е. цены на дженерики сегодня очень низкие.
– Только в том смысле, что мы пытаемся максимально увеличить продажи за пределами США, включая Россию, Китай и Латинскую Америку.
– Мы видим, что рынок дженериков в США развивается ровно, видим снижение продаж копаксона в этом году, затем ожидаем стабилизации [продаж копаксона] и роста по Austedo и Ajovy, которые на американском рынке показывают очень хорошие результаты. За пределами США мы наблюдаем отличный рост – например, в России и Европе ожидаем увеличения продаж на 4–6% ежегодно.
– Россия для нас очень важный рынок. Наша цель – стать глобальным лидером дженериков, и на большинстве рынков мы сейчас входим в топ-3. Teva также одна из ведущих фармацевтических компаний в России. Я надеюсь, что в следующие годы мы увеличим долю компании на российском рынке дженериков – как в категории брендированных (с зарегистрированным торговым наименованием, под которым их могут производить и продавать только владельцы бренда. – «Ведомости»), так и небрендированных.
– Не могу сказать точную цифру – где-то несколько процентов, но быстро ее увеличить невозможно. Я надеюсь на постоянный прирост этой доли.
– Я бы сказал, что мы отмечаем сильное развитие брендированных дженериков, которые, конечно, иногда те же оригиналы, только с закончившейся патентной защитой. И мы считаем, что брендированный портфель – будь то оригинальные препараты или брендированные дженерики – станет основным элементом нашего роста в сочетании с новыми биофармацевтическими препаратами, такими как революционное средство для лечения мигрени Ajovy, которое мы только что выпустили в США и Европе.
– Нет, я не думаю, что это настолько важно. Полагаю, что лояльность к бренду формируют конкретные препараты. Если вы запускаете оригинальный препарат, то ключевыми факторами для проникновения на рынок являются клинические характеристики такого препарата, а также ваше знание этого рынка. Я считаю, что благодаря нашим многочисленным брендированным препаратам российский потребитель доверяет качеству продуктов Teva.
– Нет, не среди наших клиентов. У Teva хорошая репутация среди клиентов и партнеров. Вчера я случайно увидел опубликованный американским Forbes рейтинг The World’s Best Regarded Companies 2019 (при расчете рейтинга учитываются такие критерии, как надежность компании, ее социальная ответственность, качество продуктов и услуг и оценка ее как работодателя. – «Ведомости») – Teva вошла в топ-50, в котором, кстати, фармацевтических компаний всего две.
Teva сегодня и завтра
– Мы планируем выводить на рынок новые препараты, инновационные, каждые год-два. В прошлом году в США мы запустили Ajovy, за год до того – Austedo. В этом году будем запускать биосимиляр (аналог биофармацевтических лекарственных средств с близкой, но не идентичной исходной молекулой. – «Ведомости»). Это, конечно, не оригинальный препарат, но мы первые, кто выпускает биосимиляр препарата RituxanI – одного из самых продаваемых препаратов в мире в области онкологии. На следующий год мы надеемся подать регистрационное досье на Fasinumab – биологический препарат против боли в форме инъекций. Сегодняшняя наша перспективная линейка препаратов в разработке насчитывает приблизительно 25 биофармацевтических проектов. Конечно, не все они в итоге выйдут на рынок, но мы ожидаем, что каждые два года, если не каждый год, мы будем предлагать новые препараты глобальному рынку.
Teva Pharmaceutical Industries Limited
Фармацевтическая компания
Акционеры (данные Refinitiv): Allergan (3,63%), крупнейшие институциональные инвесторы – Capital Research Global Investors (11,99%), Wellington Management Company (6,96%), в свободном обращении 95,8% акций.
Капитализация – $10,5 млрд.
Финансовые показатели
(девять месяцев 2019 г.):
выручка – $12,9 млрд,
чистый убыток – $1,1 млрд.
Компания основана в 1901 г. Штаб-квартира в Израиле. Работает в 60 странах мира, владеет 70 производственными предприятиями. По собственным данным, в 2018 г. произвела 120 млрд таблеток и капсул. Выпускает препараты собственной разработки для лечения заболеваний центральной нервной системы, респираторных заболеваний и др. Занимает 751-е место в рейтинге крупнейших публичных компаний Global 2000 Forbes (продажи в 2018 г. – $18,8 млрд).
– Мы сосредоточились на том, чтобы добиться лидирующих позиций в производстве дженериков и биофармацевтических препаратов. Что касается терапевтических направлений, у нас очень сильные позиции в препаратах для лечения центральной нервной системы, респираторных, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
– В предстоящие годы мы будем сосредоточены именно на этих направлениях.
– Нет, мы таких планов не вынашиваем. Я думаю, что это совершенно иной по природе рынок, в котором разработка продукции, маркетинговые мероприятия работают иным образом, – у нас нет такого опыта.
– У нас сейчас инвестиции в НИОКР и количество проектов сбалансированы. В общей сложности мы или закрыли, или вышли из 45–50 проектов за последние два года. 25 остающихся проектов четко соответствуют нашей стратегии и имеют хорошую перспективу возврата инвестиций.
– Тут сочетание факторов: или очень невысокая перспектива окупаемости инвестиций, или проекты не соответствовали стратегическим целям компании. Сегодняшние расходы на НИОКР составляют $1 млрд в год, и мы ожидаем, что в предстоящие годы сумма останется приблизительно такой же.
– Сокращение портфеля НИОКР зачастую происходит быстрее, чем издержек производства и административных расходов. В предстоящие годы мы будем продолжать оптимизировать производственные, общие и административные расходы. Что касается НИОКР, то здесь все возможные сокращения мы завершили.
– Если оглянуться назад, приобретение Actavis приблизительно за $40 млрд не принесло того результата, на который мы тогда рассчитывали. Всегда легко думать задним умом. Но если сравнить показатели ключевого для нас американского рынка дженериков сегодня с тем, что он из себя представлял четыре года назад, то он сократился вдвое. И это не относится конкретно к Actavis или Teva, это общая тенденция.
– Мы уже движемся таким путем, или, как вы правильно сказали, все так действуют. Но ключевое здесь в том, что все новые хорошие идеи возникают практически повсюду одновременно – в небольших лабораториях, крупных лабораториях, маленьких и больших компаниях. Иногда вы находите инновационное решение, которое соответствует вашей стратегии, за пределами компании. И в таком случае вы либо начинаете сотрудничать, либо приобретаете эту идею. Наш самый крупный проект в области НИОКР на сегодняшний день – сотрудничество с компанией Regeneron по препарату Fasinumab. Это отличный пример.
– Выпуск биосимиляров сложнее с точки зрения производства и соответствия законодательным требованиям по сравнению с производством химических веществ на основе малых молекул. Чтобы гарантировать высокое качество продуктов и эффективность [цепи] поставок, мы будем сочетать сотрудничество с крупными партнерами по части производства – такими как Lonza, Celltrion – и собственные ресурсы по разработке и производству. Я в этом случае не полагаюсь на небольшие компании – слишком высокие комплаенс-риски. И также из-за высоких, как мы считаем, комплаенс-рисков мы не планируем работать с индийскими или китайскими компаниями. Наши основные мощности по разработке и производству биофармацевтических препаратов находятся в Израиле, США и Германии.
– Мы хотим быть глобальным лидером в области дженериков и биофармацевтических препаратов. Под биофармацевтическими препаратами я подразумеваю биосимиляры и инновационные биофармацевтические решения.
– Нам нет необходимости быть номером один на каждом рынке, мы хотим входить в лидирующую тройку по всем глобальным направлениям. Но что более важно – хотим осуществлять разработки высококачественных сложных дженериков и биосимиляров, чтобы обеспечить пациентам более выгодные, более дешевые решения (это то, с чем не всегда могут справиться другие компании). Мы делаем больше, чем другие, дженериков в принципе, но также делаем и больше сложных дженериков – вот это мы и хотим продолжать делать лучше, чем кто-либо другой.
– В России?
– Рынки имеют разную специфику, когда речь идет о классификации дженериков. Эти препараты в России, как правило, классифицируются как брендированные, но такой же классификации в США вы не встретите (а, скажем, в Китае похоже на то, как в России). В США их будут называть сложными/комплексными дженериками. Но основная идея в том, что вы первыми запускаете препарат, настолько же эффективный и безопасный, как оригинальный, который до этого был на рынке.
– Могу вас заверить, что все продукты Teva, в том числе все дженерики, разрабатываются и производятся с учетом серьезных клинических тестов на биоэквивалентность. То, о чем вы говорите, возможно, где-то случается, но с нашей продукцией это полностью исключено. Чтобы обеспечить безопасность и действенность дженериков, каждый год десятки тысяч людей участвуют в наших клинических испытаниях, которые проходят в США, Азии и Европе. Насколько я знаю, не было ни единого случая, когда бы наш препарат не оказался бы эффективным на уровне, полностью соответствующем оригинальному препарату.
Судьба блокбастеров
– Я думаю, блокбастеры все равно будут выходить, что связано с новыми прорывными разработками. Однако сегодня в среднем на рынок как в США, так и в Европе выходит меньше новых препаратов, чем 10 лет назад. Это происходит по ряду причин. Одна из них заключается в том, что плательщики – государственные или частные – стремятся к снижению затрат за счет того, что отодвигают вывод новых препаратов и их включение в программы возмещения. Кроме этого, действия компаний, связанные с продвижением препаратов на рынок, сильнее зарегулированы, чем было 10 лет назад. Представьте новый и эффективный безопасный препарат, который мог бы удовлетворить потребность в нем миллионов человек, – 20 лет назад на пик продаж он выходил через 3–5 лет, а сегодня в силу упомянутых ограничений рост продаж идет медленно и достигает пика где-то к концу 10-го года – как раз когда истекает срок патентной защиты. Такую тенденцию мы наблюдаем в США и Европе последние пять лет.
– Нет, это характерно для всех стран – и в Европе, и в США, и, думаю, в России тоже. Это комбинация двух факторов. С одной стороны, плательщики пытаются отсрочить новые расходы [расходы на новые препараты]. С другой – чтобы гарантировать социально-этический маркетинг, коммуникация между представителями компаний и врачебным сообществом значительно сократилась. Все это непосредственно влияет на сроки выхода новых препаратов на рынки. Но если вернуться к вашему вопросу, в конце концов препарат все равно становится блокбастером. Однако общая выручка и объем продаж, конечно, меньше.
– Всегда трудно предсказывать будущее – легче вспомнить, какие прорывные открытия были за последние 10–15 лет. Первое, что приходит на ум, это anti-CGRP – новый класс препаратов для лечения мигрени, который появился впервые за последние 20 лет. И он со временем станет блокбастером. Другой пример, о котором, мне кажется, слышали в России, – новая прорывная терапия для лечения гепатита C. Еще одна разработка – генная терапия гемофилии А и В. То есть новые разработки постоянно появляются, но сложно прогнозировать, в каких именно областях. Но хочу отметить, что в областях, с которыми я знаком, – диабет, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона – терапия может быть гораздо лучше. Существующие варианты лечения способны улучшить качество жизни пациента лишь на 25% по сравнению с нормальным качеством жизни. Поэтому я всегда говорю, что для ученых здесь есть большое поле деятельности.
Как важно быть первым
– Да, я работал в Novo Nordisk 25 лет, из которых 20 – под началом одного и того же президента, замечательного человека Ларса Ребиана Соренсена. Он близок мне и по возрасту – я не намного моложе его. Он приближался к своим 60 годам, показатели бизнеса были просто фантастические: прирост более чем на 10% каждый квартал 48 кварталов подряд. Так что дела обстояли замечательно. Но я осознал, что если я что-то не поменяю для себя, то состарюсь задолго до того, как представится возможность повышения, будет нереально стать президентом чего бы то ни было. И меня попросит уйти на пенсию вновь назначенный президент компании. Тогда я подумал, что будет лучше переместиться, опять же потому, что возможность в Lundbeck как-то неожиданно обозначилась, а в Дании это вторая по позиции фармкомпания. И еще это было новое терапевтическое направление: заболевания центральной нервной системы (Паркинсон, Альцгеймер, шизофрения). Мне это показалось очень интересной перспективой.
– Да, конечно. Мне нравится, когда трудно, и мне всегда везло: я никогда не испытывал стресс. Чем сложнее ситуация, тем больше интереса она у меня вызывает.
– Но именно потому, что компания находилась в таком положении, мне пришлось идти на очень рискованные и непопулярные решения. К слову, до этого совет директоров компании за восемь лет сменил пять генеральных директоров.
Я с ними поделился своими мыслями в отношении плана реструктуризации, после чего мы договорились, что часть моего вознаграждения они заплатят вперед: если по какой-то причине я им не понравлюсь, то тоже не останусь внакладе. Такое решение было неким стимулом к тому, чтобы они [и дальше] поддерживали предложенную мною стратегию (как вы понимаете, реструктуризация – вещь не слишком популярная).
– Я бы хотел работать, пока не будут решены все проблемы.
– Я бы не сказал, что они будут решены. Они уменьшатся.
– Нет-нет-нет, я должен подождать, пока проблемы будут решены.
– Кто знает? Я чувствую себя прекрасно – мне всего 58. Я думаю, что да. Поскольку, если говорить серьезно, на то, чтобы справиться с текущей ситуацией, уйдет несколько лет, а к тому времени мне будет уже за 60, так что, вполне возможно, это будет моей последней работой.
– Ну, ко мне обращались со многими предложениями, но профессионально последние 30 лет все внимание я уделял фармацевтической отрасли.
Больше 10 лет я состоял в совете директоров Lego, в течение 10 лет – председателем правления датской пивоваренной компании Royal Unibrew. Я вник в разные отрасли и испытываю к ним интерес, но следующие пару лет точно буду полностью занят вопросами работы Teva и Lego.
– Уверен, что есть такая! (Улыбается.) А вообще мне нравится любой бизнес, который производит продукт, попадающий в руки потребителя (в случае с Teva – пациента). Я не очень интересуюсь чем-то абстрактным – скажем, финансами. Мне нравится создание продуктов, товаров, которые удовлетворяют реальные потребности человека: не важно, игрушка это, пиво, чашка кофе, лекарство или велосипед, – все, что позволяет повысить качество жизни людей, укрепить их здоровье или поддержать физически.