Арно Робине: «Реймс – это ворота в Шампань, надо открыть их Франции и миру»

Мэр Реймса Арно Робине рассказывает о конкуренции с мегаполисами и о том, почему руководить городом интереснее, чем заседать в парламенте
Арно Робине, мэр Реймса/ ERIC FEFERBERG / AFP

Реймс в первую очередь ассоциируется с двумя вещами: знаменитым собором, где короновались французские монархи, и знаменитым вином – шампанским. Но через 10 лет сможет похвастаться не только этим – молодой мэр Реймса Арно Робине развил кипучую деятельность. Добился от Парижа ассигнований в размере 365 млн евро на реконструкцию четырех городских кварталов. Анонсировал амбициозный проект «Большого центра» Реймса: более 100 га территории в центре города будет благоустроено по проектам знаменитых архитекторов Франсуа Леклера, Жан-Мишеля Вильмота и Марка Мимрана – здесь появится многофункциональный комплекс «Арена», аквацентр, разбит променад. Уже на наших глазах Шампань и ее столица Реймс становятся значимым туристическим направлением: постоянно появляются новые отели и рестораны, открывают двери своих погребов производители шампанского. Дополнительный толчок туризму в Реймсе должны дать матчи женского чемпионата мира по футболу и этап самой популярной многодневной велогонки, Tour de France, – эти события пройдут в городе в будущем году.

Выпускник медицинского факультета Реймса, Робине променял профессию ученого на политику и сделал быструю карьеру в родном городе: работал в муниципальном совете, стал самым молодым членом французского парламента от правой партии UMP, а затем выиграл выборы мэра Реймса.

Столица Шампани была очень сильно разрушена в годы Первой мировой войны – линия фронта проходила так близко, что снаряды немецких пушек добивали до города. Но немцы так и не смогли взять Реймс – город защищали в том числе и солдаты Русского экспедиционного корпуса, о чем Робине не забывает напомнить журналисту из России. После победы (столетие которой Франция отмечает в этом году) Реймс был отстроен заново, и интервью «Ведомостям» Робине дает в здании мэрии, открытом в 1928 г. и успевшем с тех пор получить статус исторического памятника.

– Вы были избраны мэром Реймса в 2014 г. Какие предвыборные обещания вы уже выполнили и какие еще нет?

– В 2014 г. я предложил жителям и жительницам Реймса контракт, который включал в себя три пункта. Первый – не поднимать налоги. И этот пункт соблюдается: с 2014 г. налоги в Реймсе не поднимаются.

Пункт второй – улучшение безопасности. За счет удвоения численности муниципальной полиции Реймса (это уже сделано), за счет внедрения повсеместной системы видеонаблюдения в Реймсе (всего предполагается установить 190 камер, 165 из них уже установлены, остальные будут установлены до конца этого года).

Пункт третий – повышение привлекательности Реймса. Привлекательности экономической – и начиная с 2014 г. в Реймсе ежегодно открывается 28 новых предприятий, работающих в сфере услуг, страховании, банковском бизнесе и проч. Привлекательности туристической, за счет создания нового предложения, – и в 2017 г. Реймс посетило 3,5 млн туристов: 50% французы и 50% иностранцы.

У нас очень амбициозная программа обновления дорог в Реймсе, на которую ежегодно выделяется 17 млн евро; 25% – на центр города (что требует особой заботы, так как исторические памятники нужно закрывать экранами и проч.), остальное – на другие городские районы.

Наконец, мы предложили программу реновации города; в приоритетную реконструкцию четырех городских районов – Круа-Руж, Оржеваль, Юроп и Шатийон – должно быть вложено 365 млн евро. Программа реконструкции городских районов предусматривает их дезинтенсификацию: на месте сносимых старых зданий будут строиться не многоэтажки, а небольшие дома. Конечно, затевая реконструкцию, мы думаем и об экономике районов. Например, Круа-Руж станет инкубатором стартапов, а Университет Реймса разработал план радикальной перестройки своего кампуса, названный Campus 3.0.

Проект реновации уже одобрен: решено, какие здания будут снесены, что будет построено, работы начнутся в 2019 г.

– И когда планируется их закончить?

– На это требуется время. Первый план реновации был представлен еще в 2004 г. при мэре Жан-Луи Шнейтере; завершили его уже мы. Второй план, на который выделяется 365 млн евро, рассчитан на 10 лет.

Капитализировать сокровища

– Каковы главные вызовы для Реймса?

– Реймс – это 12-й по численности населения город Франции. Это настоящая Спящая красавица, и главная задача – открыться Франции и остальному миру, капитализировать те сокровища, которыми город обладает. То, что мы являемся памятником ЮНЕСКО, побуждает нас в плане развития туристической привлекательности двигаться гораздо дальше по сравнению с тем, где мы находимся сейчас.

Но речь не только о привлекательности для туристов, но и о привлекательности для жителей. Последний опрос общественного мнения показал, что каждый второй житель Парижа хотел бы жить в провинции. А мы находимся в 45 минутах езды на [скоростном поезде] TGV от Парижа, в 30 минутах от аэропорта «Шарль де Голль». То есть наше географическое положение позволяет нам предложить людям привлекательные условия для проживания: не просто комфортное жилье, но также спортивные зрелища, концерты и проч. – то, что определяет «качество жизни».

– Вы правда надеетесь убедить часть парижан переехать на постоянное место жительства в Реймс?

– Уже сейчас 4500 жителей Реймса ежедневно садятся в TGV и едут на работу в Париж. При том что в Реймсе сейчас 187 000 жителей. Мы открыты также и для компаний, которые хотят открыть свои офисы в Реймсе: мы предлагаем очень высокое качество жизни для их сотрудников и членов их семей, в том числе жилье, которое у нас гораздо привлекательнее и доступнее, чем в парижском регионе.

При этом мы должны сбалансировать дальнейший рост города, чтобы избежать проблем, с которыми столкнулись другие французские города, например Бордо, – пробки и проч. «Качество жизни» – это в том числе и контролируемое развитие города.

– Вы неоднократно говорили, что хотите сделать Реймс «здоровым» городом, городом, удобным для жизни». Какими характеристиками, на ваш взгляд, должен обладать такой город?

– Эти понятия не сводятся просто к экологии – они прагматические. Решения, которые мы принимаем, основаны на потребностях граждан и на том, как они влияют на развитие кварталов. Потому что в Реймсе мы имеем разные примеры – исторические кварталы, построенные в Средние века, кварталы, появившиеся в начале ХХ в., и кварталы, возникшие в результате урбанизации. А «удобный для жизни город» должен соответствовать потребностям всех.

Арно Робине

Родился 30 апреля 1975 г. в Реймсе. Окончил медицинский факультет Университета Реймса
2001
избирается в муниципальный совет Реймса
2008
лектор университета – больничный практикующий врач. В декабре выигрывает выборы в Национальную ассамблею Франции от правой партии UMP
2012
переизбирается в Национальную ассамблею от UMP
2014
выигрывает на выборах мэра Реймса, получив во втором туре 46,2% голосов против 42,7% у действующего мэра Аделин Азан
– Что вы думаете о туристическом потенциале Реймса?

– Реймс – это город, в который приезжают на выходные: ознакомиться с историческими достопримечательностями, с некоторыми производителями шампанского... Здесь мы кооперируемся с другими городами Шампани – Авиз, Эперне, чтобы создать «туристическое кольцо» и дать возможность туристам задержаться у нас в регионе подольше.

– Какими мерами вы хотите привлечь больше туристов?

– У нас есть проект «Город шампанского», он должен появиться в районе Булангран в 2022 г., – мы работаем с той же командой, что создавала «Город вина в Бордо». Мы не хотим рассказывать о производстве шампанского – это задача марок, но хотим показать значение шампанского для Шампани. Кроме того, Реймс – это ворота в Шампань и «Город шампанского» будет также продвигать Эперне, Аи, Шато-Тьерри и весь апелласьон в целом.

Нам нужно больше гостиниц. И у нас много проектов – как по расширению существующих гостиниц, так и по строительству новых. Последний пример – гостиница Marriott, которая должна открыться в районе кафедрального собора в 2019 г., до начала чемпионата мира по футболу среди женщин.

Одна из достопримечательностей Реймса – это [высокая] гастрономия: в городе есть один трехзвездочный ресторан, один двухзвездочный и четыре – с одной звездой Michelin. Это формирует «искусство жить по-реймски».

И наконец, это новый мультифункциональный зал «Арена», который будет построен по проекту архитектурного бюро Жан-Мишеля Вильмота [и сможет вмещать от 2000 до 9000 зрителей].

– Реймс – исторический город, как вы представляете дальнейшее развитие его транспортной системы? Будете ли закрывать исторический центр города для частного транспорта, поощрять электрокары и проч.?

– Это все находится в процессе обсуждения. Универсального рецепта быть не может, поскольку каждый французский город обладает индивидуальностью. Проблема Реймса – торговые центры, построенные на окраинах, которые конкурируют с торговлей в центре города и в городских районах.

Я не вижу никакой необходимости запрещать частным автомобилям въезд в центр города. Более того, мы должны обеспечить им возможности беспрепятственной парковки в центре – чтобы автомобили не кружили бесконечно по улицам в поиске места, где можно остановиться. Мы создали парковки на подъезде к центру города – рядом с вокзалом и проч., но также и в самом центре. А также расширили зону ограничения скорости движения в 30 км/ч в центре, чтобы создать условия для лучшего сосуществования автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Мы также развиваем сеть зарядок для электротранспорта, чтобы стимулировать его развитие. И принимаем меры для замещения дизельных автомобилей на более экологичные автомобили – электрические, газовые, на биотопливе (поскольку мы производим в Реймсе биотопливо), бензиновые. Реймс подписал с министерством экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции пакт о защите качества воздуха в нашем городе.

Мы также развиваем мультимодальность в городе, чтобы [большие] автобусы заканчивали свои маршруты в районе железнодорожного вокзала, а дальше пассажиры пересаживались на другие виды транспорта.

Мы не перестаем думать о развитии велосипедного движения в городе и создании системы коллективного пользования. Первый опыт оказался не очень удачным – компания Gobee.bike ушла из Реймса. Но в этом нет нашей вины – компания прекратила операции во всех французских городах. Мы расширяем тротуары и хотим убрать с поверхности города вообще все парковки; сверхзадача – чтобы променады были в распоряжении только пешеходов и велосипедистов.

– Еще одна проблема в том, что Реймс – это центр производства шампанского и исторически шампанские дома расположены в центре города. Как минимум раз в год вам приходится терпеть в городе большие грузовики, завозящие на шампанские производства свежевыжатый сок или молодое вино.

– Да, это так. Наша главная статья экономики – это сельское хозяйство и виноделие; многие шампанские дома решили вынести производство за пределы города, но есть и те, что сохранили его, поэтому во время сбора урожая в городе активизируется движение грузовиков.

Русское евангелие для французских королей

По легенде, дочь Ярослава Мудрого Анна, ставшая супругой короля Франции Генриха I, привезла с собой из Киева евангелие, написанное на кириллице. И именно это евангелие на протяжении почти восьми веков использовалось на церемонии коронации французских монархов в Реймсе. «В Реймсе были коронованы 33 монарха, – рассказывает Арно Робине. – На вопрос, кто был первым французским монархом, коронованным в Реймсе, часто отвечают: Кловис. Но это не так: Кловис не короновался, а был крещен в Реймсе. И именно потому, что король Франции был крещен в Реймсе, все последующие короли короновались здесь. Три первых короновались еще не в соборе, а в базилике Сан-Реми». «Евангелие на кириллице – исторический факт, французские монархи присягали на нем, – продолжает мэр Реймса. – Это евангелие было представлено Петру I, когда он посетил Реймс [в 1717 г.]. Оно пострадало в годы французской революции и сейчас хранится в Библиотеке Карнеги в Реймсе. Президент Макрон подарил президенту Путину факсимиле этой реликвии».

Но что касается грузовиков, у нас до сих пор есть дорога, которая проходит через город и которую использует в том числе и большегрузный транспорт. Мы ведем работу с государством, чтобы обязать транзитные грузовики пользоваться объездной дорогой.

Футбол и велоспорт

– Что, на ваш взгляд, принесет Реймсу чемпионат мира по футболу среди женщин, который город будет принимать в будущем году?

– Реймс будет принимать шесть матчей – групповой этап и 1/8 финала, и у нас будет жить одна из команд-участниц. Мы надеемся, что нам достанется команда Северной Европы, где женский футбол очень популярен. А во Франции женский футбол зародился именно в Реймсе – благодаря клубу «Стад де Реймс», шестикратному чемпиону Франции в мужском футболе. Чемпионат мира пройдет в июне, но это событие для Реймса вовсе не на один месяц. Он позволит нам показать все многообразие женского спорта и упрочить равноправие женщин и мужчин.

– Вы были в этом году в Москве на чемпионате мира по футболу. Какие-то идеи, которые можно было бы реализовать в Реймсе во время женского ЧМ, в российской столице подсмотрели?

– Чемпионаты мира проводит FIFA, и роль городов ограничена – муниципальные власти отвечают за безопасность и часть развлечений. К тому же женский чемпионат мира привлекает намного меньше зрителей, чем мужской. Насколько я мог убедиться, чемпионат в России, в Москве был организован прекрасно – безопасность, площадки и развлечения для болельщиков и туристов. Москва наполнила жизнью мужской чемпионат мира, и я надеюсь, что Реймс сделает то же самое с женским чемпионатом. Но я далек от того, чтобы сравнивать Москву и Реймс – мы все же в разных весовых категориях. (Улыбается.)

– В 2019 г. в Шампань также приедет самая престижная многодневная велогонка – Tour de France: третий этап финиширует в Эперне, а четвертый стартует в Реймсе. Почему вы решили заявить Реймс еще и на Tour de France?

– Спортивные соревнования – это очень важные коммуникации для города, подчеркивающие его динамичность, улучшающие имидж. Tour de France – так же как и чемпионат мира по футболу – это событие, объединяющее горожан: никакой оппозиции им нет. Есть экономическое значение: Tour de France загрузит городские отели и рестораны. И наконец, Tour de France – это самая популярная велогонка в мире, ее смотрят повсеместно. Соответственно, Реймс тоже увидят во всем мире.

– Но города платят организаторам гонки за право принять этап Tour de France. Эти расходы окупаются?

– Право принять финиш этапа стоит городу 200 000 евро, старт этапа стоит дешевле – 70 000 евро. В эту сумму не входят значительные расходы, которые муниципалитеты несут на подготовку городов к проведению соревнований, в частности дорог, по которым поедут велогонщики. Тем не менее эти расходы с лихвой окупаются туристами и болельщиками, которые приезжают в города, принимающие велогонку. И города [принимающие Tour de France] получают очень хорошее освещение в СМИ. Инвестиции в аналогичное медиапокрытие [не связанное с Tour de France] были бы намного выше.

Тандем начальников

– В результате территориальной реформы во Франции 1 января 2017 г. появилось новое муниципальное образование – Большой Реймс. Как вы делите полномочия с президентом Большого Реймса Катрин Вотрэн, как теперь организовано управление подведомственными вам территориями?

– Администрация и депутаты проделали большую работу. Новое муниципальное образование объединило 143 коммуны – города и деревни. В Реймсе почти 190 000 жителей, во втором по величине городе [Большого Реймса] – только 10 000 человек и 111 коммун с населением менее 1000 человек. В Большой Реймс вошла приблизительно половина территории департамента [Марна], но Эперне отказался создавать единую агломерацию с Реймсом и Шалон-ан-Шампанью.

У разных населенных пунктов разные нужды, и мы ведем дискуссии и «педагогическую работу» с мэрами и депутатами населенных пунктов: это не вы платите Реймсу, это Реймс финансирует Большой Реймс. Жители Большого Реймса теперь могут пользоваться инфраструктурой города, их дети – ходить в школы Реймса. Мадам Вотрэн возглавляет городской комитет Большого Реймса. Здесь существует давняя традиция совместной работы, у нас единая администрация с мадам Вотрэн. Каждый понедельник у нас проходят совещания администрации Большого Реймса, в которых я тоже участвую (помимо того что я мэр города Реймса, я также второй вице-президент Большого Реймса).

– Но кто кому начальник? Или у вас равноправный тандем с Катрин Вотрэн?

– Да, именно так: мы работаем в тандеме в рамках наших компетенций. Понятно, что решения, затрагивающие город, не могут быть приняты без одобрения Реймса. Но я не даю советы другим коммунам Большого Реймса, как им обустраивать школы или дорожное движение: это не моя компетенция.

Большой Реймс

городское сообщество на северо-востоке Франции в регионе Гранд-Эст

Территория – 1436 кв. км.
Население (на 1 января 2017 г.) – 293 000 человек.
Бюджет (2018 г.) – 333,3 млн евро


Реймс
город в городском сообществе Большой Реймс в регионе Гранд-Эст



Территория – 46,9 кв. км.
Население (на 1 января 2017 г.) – 186 971 человек.
Бюджет (2018 г.) – 366,6 млн евро.

– Реймс и Большой Реймс были среди первых французских территорий, подписавших в этом году контракт с правительством, по которому вы обязуетесь в течение трех лет не увеличивать административные расходы более чем на 1,2% в год, а государство обещает в течение этого периода не сокращать дотации для вас. Что это соглашение даст Реймсу?

– Со времен президентства Николя Саркози дотации муниципалитетам сокращаются каждый год. Одна из наших целей – обуздание административных расходов, и начиная с 2014 г. мы увеличиваем их не более чем на 0,6–0,8% в год. Так что такой контракт с правительством был для Реймса совершенно логичным и выигрышным. Мы обязуемся не раздувать расходы на администрацию, а государство обещает не сокращать дотации в 2018–2020 гг. и участвовать в наших инвестиционных проектах.

Политика вместо науки

– Вы окончили медицинский факультет, занимались исследованиями в фармакологии. Почему променяли науку на политику?

– Такого совершенно не предполагалось – моя семья абсолютно далека от политики: один мой дед был военным летчиком, другой – коммерсантом. И если бы кто-то мне сказал 10 лет назад, что я стану мэром Реймса, я бы ни за что не поверил. Я занимался научными исследованиями и инвестициями в ассоциативные системы. Но в 2001 г. – я еще писал диссертацию – мэр Реймса Жан-Луи Шнейтер предложил мне участвовать в выборах в муниципальный совет и я согласился. Это оказался очень интересный опыт, я был в совете до 2008 г. В том году правые проиграли выборы в Реймсе, и я вернулся к своим исследованиям в университете и госпитале. Но в том же году депутат Национальной ассамблеи от партии UMP по департаменту Марна подал в отставку, и мне предложили участвовать в выборах. Я выиграл выборы в декабре 2008 г. и переизбрался в 2012 г. Но я не хотел переизбираться много раз – это был очень интересный опыт, я многому научился в парламенте, но я отдавал себе отчет, что это лишь этап в жизни. Я родился в Реймсе, знаю и люблю его. Стать мэром 12-го города Франции – это удивительный шанс.

– Где политику интереснее – в парламенте или на посту мэра?

– Для меня интереснее в мэрии. Я не хочу плевать в колодец – работа в парламенте тоже очень интересная, тем более что я был в комитете по здравоохранению и социальной политике. Интеллектуально это было очень увлекательно, плюс я приобрел много знакомств. Но парламентарий – это законодатель, не он делает результат. В то время как мэр занимается практической работой. Во-первых, он каждый день встречается с жителями – и это очень обогащает. Во-вторых, он реализует проекты. В законодательной работе результат может проявиться через 20 или 30 лет. А здесь он виден сразу. И из всех уровней власти – на национальном или региональном уровне – только мэры находятся в ежедневном контакте со своими избирателями.

– Поэтому вы и решили присоединиться к движению France audacieuse («Решительная Франция») – чтобы улучшить контакт муниципалитетов с региональными и национальными властями?

– Да. France audacieuse – это объединение мэров с правыми и центристскими взглядами, благодаря которому мы можем обмениваться опытом развития наших городов и выступать переговорщиками между нашими жителями и властями.

– Есть урбанистическая теория, что в будущем конкуренция за инвестиции, ресурсы, людей будет идти не между странами, но между крупнейшими мегаполисами. И самые привлекательные мегаполисы будут притягивать к себе все лучшее. Есть ли в таком случае будущее у не столь крупных населенных пунктов – как у Реймса, например?

– На мой взгляд, во Франции дискредитировано понятие «метрополия». В стране их всего четыре: Париж, Марсель, Лион, Тулуза. Но используют это слово гораздо чаще, в том числе и в отношении таких городов, как Орлеан, Тур, Нанси, – хотя они по площади могут быть даже меньше, чем Реймс.

Да, я полагаю, что сейчас основная конкуренция идет между метрополиями. А у нас – конкуренция в своем дивизионе. Мы не конкурируем с Эперне или Шалон-ан-Шампанью – мы дополняем друг друга. Но конкурируем с другими французскими городами сопоставимого размера – Страсбургом, Лиллем, Нантом. И сопоставимыми европейскими агломерациями.

На мой взгляд, будущее – довольно светлое. Я считаю, что Реймс должен оставаться городом среднего размера – по причинам историческим, урбанистическим и культурным, но быть в топ-3 в своем дивизионе. У нас для этого все есть.

Реймс