«Чемпионат мира по хоккею открывается в мой день рождения»
Президент Tissot Франсуа Тьебо рассказывает об инвестициях в хоккей, баскетбол и велоспортФрансуа Тьебо возглавляет швейцарскую часовую марку Tissot ровно 20 лет. За это время ее оборот увеличился в 10 раз и Tissot вошла в число избранных часовых брендов, продажи которых превышают $1 млрд в год. Tissot с 1996 г. является партнером Международной федерации хоккея на льду (IIHF) и официальным хронометристом чемпионата мира по хоккею, который открывается сегодня в Москве. А в этом году Tissot станет хронометристом еще двух крупных соревнований: чемпионата NBA и велогонок Tour de France и Vuelta d'Espana. В интервью «Ведомостям» Тьебо рассказал, какое значение имеет спортивное спонсорство для его компании, а также о новых технологиях, которые разрабатывает Tissot.
– Хоккей – важный спорт для России. Но также и важный спорт для Швейцарии.
Я был в Москве на церемонии начала обратного отсчета старта чемпионата мира и, естественно, приеду на сам чемпионат. Кстати, он открывается в мой день рождения, 6 мая (смеется). Будем оптимистами и будем надеяться, что сборная России по хоккею выступит лучше, чем на Олимпийских играх.
– Сумма недалека от этой, я ее не называл. Это [наш] крупнейший контракт. Но и NBA – огромная организация. Таким образом, мы охватили весь баскетбольный мир. Потому что в 2008 г. мы подписали контракт с FIBA и с тех пор являемся официальными хронометристами мировых и европейских чемпионатов по баскетболу. А теперь у нас есть контракты с NBA, женской лигой WNBA и СВА, Китайской баскетбольной ассоциацией.
Контракт с NBA распространяется на все 30 команд, входящих в ассоциацию, – 29 из них американские и одна – канадская. Совокупно NBA и WNBA проводят более 1500 матчей в год, еженедельно телевидение транслирует несколько матчей, а когда начинается плей-офф – то все. То есть у нас будет очень хорошая представленность. Начиная с сезона 2016/17 все электронные счетчики, расположенные над баскетбольными щитами, – те, которые ведут обратный отсчет 24-секундного владения мячом, – будут изготовлены Tissot и на них будет бренд Tissot.
Сейчас у нас подписаны контракты, и мы сделали часы для 11 команд NBA из 30, но предполагается, что будут для всех команд – в командных цветах и с гравированными задними крышками с логотипами команд. Похожие часы мы делаем и для FIBA.
– Конечно, – та, где играет наш друг Тони Паркер, San Antonio Spurs. Он очень хороший человек, занимается благотворительностью, и у меня с ним отличные отношения. Такие же, как с [президентом Федерации хоккея России] Владиславом Третьяком.
– Да, продажи улучшаются – и в США, и по всему миру, поскольку люди об этом много говорят. Притом что ситуация в мире продолжает оставаться непростой: российское эмбарго, проблемы в Сирии и на Ближнем Востоке... Как следствие, экспорт швейцарских часов в 2015 г. упал на 3,3%. Но Tissot держит обороты: мы подписали контракты с NBA, WNBA и компанией [Amaury Sport Organisation], которая организует престижные велогонки Tour de France, Vuelta d'Espana и Paris-Nice. И люди видят: Tissot продолжает инвестировать даже в сложные времена.
В розничную сеть мы тоже продолжаем инвестировать: в декабре открыли свой третий магазин в Нью-Йорке, на Times Square (первый мы открыли в 2014 г. на Wall Street, рядом с Tiffani, второй – в июле 2015 г. на 5-й авеню), четвертый магазин в Нью-Йорке мы откроем этим летом на Ground Zero. В Москве мы открываем свой второй магазин – на Тверской, рядом с Госдумой, этим летом.
– Первые умные часы мы представили в 2005 г. – на базе T-Touch в партнерстве с Microsoft. Эти часы могли получать сообщения MSN (сервис Microsoft. – «Ведомости») в больших городах. Но если вы выезжали из пределов города, [сигнал пропадал] антенна его не ловила. Люди жаловались на это, хотя все остальное в часах продолжало работать. Выпуск тех часов мы прекратили, в ту же воду дважды заходить не захотели, но продолжали думать об умных часах. И нам пришла идея соединить часы T-Touch с метеостанцией. И наши новые часы с технологией T-Touch - то есть подзаряжаемые от солнечной энергии и не требующие ежедневной зарядки - получат множество новых функций: они будут сообщать текущие влажность и качество воздуха, его температуру, прогноз погоды... Они получат брелок, который позволит найти все подключенные устройства. При этом это будут классические часы со всеми базовыми функциями, которые не потребуют скорой замены, как любой другой электронный продукт, на смену которому приходит новая версия.
Но, честно говоря, я не думаю, что сейчас они станут бестселлером. На T-Touch, при том что это отличный продукт, приходится всего 5% наших [годовых] продаж: за 17 лет мы продали более 3 млн T-Touch. Когда у вас есть сложный продукт, люди интересуются им, но не покупают его немедленно. Тем не менее главным преимуществом наших подключаемых часов я вижу то, что мы решили «энергетическую» проблему: их не требуется подзаряжать каждый день. Мы начнем с некоторого количества программ – без возможности читать электронную почту, не создавая дубликатов смартфонам и не копируя решения других производителей. С часов, которые показывают время и имеют эмоциональную добавленную стоимость. И это часы Swiss Made. В Базеле мы представили прототип часов, сейчас тестируем его. Продажи начнутся в Швейцарии.
– Это было 8 марта, Международный женский день. Ник Хайек-старший, основатель Swatch Group, выбрал именно этот день, чтобы представить меня другим менеджерам. С тех пор на протяжении 19 лет каждая сотрудница Tissot в этот день получает от меня розу. А я на 20-летие работы в компании получил именные часы [T-Touch Solar в золотом корпусе].
За эти 20 лет оборот компании увеличился более чем в 10 раз, мы – № 1 в сегменте традиционных часов, выпускаем более 4 млн часов в год. Никто, кроме нас, в сегменте традиционных часов не дает более 1,5 млн часов в год, всего швейцарская часовая индустрия выпускает 30 млн часов в год, то есть мы делаем около 15%. Каждый год у нас появляется 4 млн новых послов бренда. Это означает, что нам нужно быть креативными, чтобы подтверждать свое реноме для покупателей. Мы не забываем, что наша работа – привлекать новых покупателей, но это означает, что мы должны радовать и существующих. Потому что если у вас нет веры в бренд и любви к нему, вы не купите этот товар, даже если у вас есть деньги.