«Мы обезопасились от катастрофических последствий»
Сергей Коротков — о проектах РСК «МиГ», разработке нового перехватчика и ударных беспилотниковВ уходящем году заключены контракты на экспорт почти сотни российских истребителей, из которых половина приходится на истребители МиГ-35 для Египта (хотя Сергей Коротков, как и другие официальные лица, отказывается говорить об этом контракте). Таких высоких показателей экспорта российских истребителей не было с 2000 г.
При этом Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ») – производитель истребителей МиГ – в последние годы находится в тени, информации о ее работе и планах крайне мало. Лишь периодически возникают слухи то о смене руководства, то о сокращениях, то еще о каких-то проблемах в корпорации. Одно из предположений – что генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков станет еще и генеральным конструктором Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая переживает очередную реорганизацию. На днях вышел указ президента о передаче акций РСК «МиГ» и еще ряда авиационных предприятий в собственность ОАК. «Я остался генеральным директором корпорации «МиГ». Передо мной стоит ряд серьезных задач, которые я должен выполнить, со мной подписан контракт, который никто не разрывал, я продолжаю работать в этой должности» – так комментирует информацию о своем возможном новом назначении в ОАК Коротков. По его мнению, генеральный конструктор ОАК должен оптимально распределить работу над немногочисленными проектами между всеми КБ и заводами с целью эффективного расходования бюджетных средств: «Сейчас проектов несоизмеримо меньше, чем в былое время, но стоят они дороже».
В самом «МиГе» тоже ожидается реорганизация: на днях правительство одобрило передачу нижегородского авиационного завода «Сокол» корпорации «МиГ» – акции завода «Сокол» будут конвертированы в акции РСК «МиГ». Планируется на «МиГе» и сокращение персонала, но инженеров и рабочих, уверяет Коротков, это не коснется.
Кроме боевых самолетов корпорации поручено возобновить производство пассажирского регионального самолета Ил-114. Коротков уверен, что, несмотря на развитие беспилотной техники, пилотируемые истребители еще долго будут нужны.
– Выручка корпорации в 2015 г. увеличилась в сравнении с 2014 г. на 13% и составила более 44 млрд руб. – рост один из самых больших в ОАК. Выработка на одного работающего увеличилась на 15%. Сегодня производство готово к выпуску 35 машин ежегодно, а после присоединения к корпорации нижегородского авиазавода «Сокол» к этой цифре прибавятся и их показатели.
В этом году мы успешно завершили гособоронзаказ на поставку ВМФ России корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ. В настоящее время предприятие проводит подготовку к запуску в серийное производство истребителя МиГ-35 поколения 4++ и реализует контракты на поставку модернизированных истребителей МиГ-29СМТ Минобороны и корабельных самолетов МиГ-29К/КУБ в интересах Республики Индии. Прирост загрузки производственных мощностей в 2016 г. потребует увеличения обменного фонда (запчасти, предназначенные для замены вышедших из строя. – «Ведомости»), технических «аптечек», ускорения оптимизации программного обеспечения и соблюдения сроков поставки покупных комплектующих с заданным уровнем качества и надежности.
Сергей Коротков
Фактический портфель заказов на экспорт на сегодняшний день составляет $4 млрд.
– Мы заключили контракты, которые являются продолжением более ранних. Модернизация идет в течение всего жизненного цикла самолета, она придает новые функции авиационному комплексу и не требует полного переучивания личного состава.
Самолеты, поставленные 24–26 лет назад (а МиГ-29 служат в 29 странах), еще могут эксплуатироваться по ресурсу, но страны, куда они были поставлены в те годы, уже задумываются об их замене, и мы ведем с ними переговоры. По сравнению с 2014 г. на данный момент отмечается 39%-ный рост по количеству подписанных контрактных документов. По договоренности с другими сторонами контрактов мы, к сожалению, не имеем права раскрывать какую-либо более конкретную информацию.
– Безусловно, окупятся с учетом прогнозируемых контрактов и ожидаемых проектов. В последние 25 лет аэродром поддерживался за счет собственных средств «МиГа», но наступило время капитального ремонта. После его окончания с учетом географического положения он станет привлекательным как испытательная база, и не только для самолетов МиГ-29 и МиГ-35.
Новые цеха производственного комплекса корпорации «МиГ» в Луховицах тоже будут использоваться другими предприятиями – и входящими, и не входящими в ОАК. Сейчас ОАК идет по пути создания центров компетенций, чтобы уйти от замкнутых самодостаточных предприятий. По сути, это одна из целей создания ОАК. Запланированное техперевооружение направлено на дальнейшее расширение заводских возможностей в плане увеличения объемов и роста номенклатуры выпускаемой продукции, обеспечения высокого качества изделий, выполнения существующих и будущих контрактов РСК «МиГ». На предприятии ведется капитальное строительство и обновляется производственная база. В ходе техперевооружения цеха полимерных композиционных деталей и агрегатов было установлено оборудование, на котором можно производить выпуск продукции двойного назначения, т. е. не только военного, но и гражданского назначения. Оборудование универсальное, предназначено для изготовления широкого спектра деталей, узлов, агрегатов. В частности, возможно изготовление деталей размерами до 12 м длины и 3 м ширины. Это дает возможность участия в проектах по производству крупногабаритных самолетов, в том числе гражданского назначения.
– Вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил, что решение уже принято и его необходимо выполнять. Активно ведутся совещания с участниками проекта – прежде всего с «Ильюшиным» и «Соколом» – о заключении контракта, обсуждается его сумма.
– Сумма получится немаленькая, но маркетинговые службы полагают, что потребуется около 300 таких самолетов: для замены Ан-24 в России необходимо много новых машин. Рогозин приводил такой пример: между Хабаровском и Благовещенском меньше 1000 км, а добраться проблематично. И таких городов много, особенно на Дальнем Востоке. Характеристики Ил-114 делают его пригодным и для создания на его базе специальных самолетов. Поэтому затраты себя окупят.
– Российский двигатель ТВ7-117 разработан, его ресурсные показатели доводятся до требуемых, хотя это потребует сил и средств. Техническое лицо самолета в целом предварительно определено.
– Думаю, это произойдет гораздо раньше, 10 лет нам никто не даст.
– Сегодня заказчикам предлагается не просто авиационный комплекс за какую-то определенную цену, а рассматривается критерий стоимость/эффективность этого комплекса и цена его эксплуатации на протяжении жизненного цикла – например, 40 лет. Заказчиком ставится не задача иметь радиолокатор переднего обзора с АФАР, а задача иметь комплекс с определенными характеристиками – иметь определенную дальность действия в режимах «воздух – воздух», «воздух – поверхность» или «воздух – надводная поверхность» и т. д. Незачем на легковой автомобиль ставить двигатель от «Камаза» – это не нужно и неэффективно экономически.
– Еще раз: задача ставится исходя из конечных целей. А для их выполнения можно использовать те или иные решения – скажем, например, контейнер целеуказания. Проще говоря, какие-то конкретные характеристики в этом вопросе пока не определены окончательно и сейчас прорабатываются.
– Думаю, еще длительное время будет и пилотируемая, и беспилотная боевая авиация. Сейчас, несмотря на то что интеллект боевых систем быстро растет, человек все равно нужен для принятия окончательного решения. Для простых задач хватит и беспилотной авиации, но для сложных присутствие человека – или в самолете, или как оператора беспилотника – все равно нужно.
– «МиГ» всегда занимался такими комплексами, и на МАКС-2007 показывали макет БПЛА «Скат». У нас есть запатентованные компоновки и схемы ударных БПЛА, которые мы разработали совместно с ЦАГИ. И эта работа продолжается.
– Нет, эти опытно-конструкторские разработки (ОКР) финансирует Минпромторг, часть работы уже сдали, часть заканчиваем.
– Понимая, что такие санкции возможны, мы предприняли ряд шагов, которые обезопасили нас от каких-то катастрофических последствий. И на производственных программах санкции не сказались.
– Любой боевой опыт бесценен, и участие самолетов МиГ в конфликтах и Индии с Пакистаном, и во Вьетнаме, и в других странах дало нам очень много. Безусловно, мы имеем такую информацию и ищем ее, чтобы использовать. Это наша обязанность.
Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»
Производитель боевых самолетов
Акционеры – Росимущество (32% акций), ОАК (68%)
Финансовые показатели (РСБУ, 2014 г.).
Выручка – 39 млрд руб.
Операционная прибыль – 7,8 млрд руб.
– Самолет МиГ-31 очень востребован для решения задач ПВО нашей страны. Но их производство прекратилось достаточно давно, а возложенные на МиГ-31 функции все равно надо будет выполнять. И нужен новый авиационный комплекс для решения этих задач, которые на самом деле возросли, – на новых принципах, из новых материалов. И мы понимаем, какой это будет самолет. Уже ведется работа по определению облика такого самолета, и она не инициативная (т. е. за счет бюджета. – «Ведомости»).
– Зарплата у нас росла, а по многим специальностям выросла ощутимо. Средняя зарплата у нас – около 43 000 руб. в месяц. В рамках ОАК поставлена задача по оптимизации производственной базы, и с учетом распоряжения правительства о переходе акций нижегородского завода «Сокол» корпорации «МиГ» это потребует структурных изменений. Этим мы и занимаемся, слияние должно дать экономический эффект. Решение о переходе на единую акцию было принято после соответствующих расчетов. Конечно, это затронет людей и на «Соколе», и на площадках в Москве, и в Луховицах. Но это требуется, чтобы обеспечить эффективность государственных инвестиций в наше производство.
– Почему сразу «уволено»? Может, кому-то достаточно будет повысить квалификацию, переобучиться, скорректировать должностные обязанности или перейти из категории вспомогательных в категорию основных рабочих. Конечно, многим хочется, чтобы их не трогали, но сегодня мы живем и работаем в сложное время. Министр промышленности сегодня работает 24 часа в сутки и требует от нас и наших подчиненных такой же отдачи. У нас готовятся структурные изменения, которые повысят нашу эффективность. В рамках этих изменений произойдет некоторая оптимизация численности персонала – в пределах 5–10% – и не коснется рабочего и инженерного состава корпорации. Мы проводим своего рода аудит административно-управленческого состава и ряда подразделений, не задействованных в основной деятельности, объединяем в рамках департаментов дублирующие функции некоторых управлений.
В то же время мы внедряем комплексный подход в работе с молодыми людьми, начиная со школы, колледжа и вуза. Для этого мы заключили договор сетевого взаимодействия с рядом образовательных учреждений России.
– Инженерных кадров хватит. ОАК создавалась для того, чтобы не было изолированных коллективов. Когда в СССР в конце 30-х гг. появлялись известные сейчас КБ, была другая обстановка: КБ создавались под специализированные самолеты – истребители, бомбардировщики и т. д. Сейчас же самолеты многофункциональные – только одни решают задачи на удалении, скажем, 1200 км, а другие – 600 км, и весь вопрос в том, какой самолет экономически более эффективен.
– Хватит. У нас достаточно много и докторов, и кандидатов наук, и молодежи, которой можно передать опыт.
– Недавно в Минобороны было совещание о ходе освоения палубного истребителя МиГ-29К, тренировки на наземном палубном тренажере обещают начать во II квартале будущего года. А когда строевые МиГ-29К сядут на наш авианосец «Адмирал Кузнецов»?
– Тот контракт, который был заключен с Минобороны, выполнен, все 24 самолета поставлены, и начались активные тренировки с целью эксплуатации как с бетонных полос, так и с палубы. В следующем году будет посадка на «Кузнецова».
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"