«Они сумели извлечь из меня деньги»
Берни Экклстоун о своих впечатлениях от российского этапа автогонок F1 и о том, каково это – заплатить прокурорам $100 млнЧерез две недели генеральный директор Formula One Management Берни Экклстоун отметит 85-летие. Но перед юбилеем настроение у самого влиятельного человека в мире F1 не слишком праздничное.
Одна из причин стресса – демарш четырехкратного победителя Кубка конструкторов Formula 1, команды Red Bull, недовольной двигателями, которые ей поставляет компания Renault. Эти двигатели не выдерживают конкуренции с моторами Mercedes-Benz и Ferrari, поэтому Red Bull не может соперничать с этими командами за победу в личном и командном зачете F1. Red Bull готова досрочно разорвать договор с Renault на поставку двигателей и угрожает уйти из F1 (и увести свою дочернюю команду Toro Rosso), если ей не удастся договориться о поставке двигателей с Mercedes-Benz или Ferrari.
Другой, гораздо более серьезный повод для заботы Экклстоуна – активизировавшиеся переговоры о продаже фондом CVC Capital Partners своих 35% в компании Formula One Group, которая владеет миллиардным бизнесом F1. Сделка может состояться до конца этого года, и тогда Экклстоуну тоже придется продать свои акции, рассказал он «Ведомостям». Но от руководства самыми популярными автогонками в мире Экклстоун оказываться не намерен.
Российский этап F1 проходит очень хорошо: организаторы отчитались, что за четыре дня соревнований их посетили 149 000 человек. И вице-премьер правительства Дмитрий Козак уже предложил Экклстоуну продлить контракт на его проведение (сейчас рассчитанный до 2020 г.).
Поэтому все дни российского этапа F1 руководитель Formula One Management провел в непростых переговорах. Но нашел время, чтобы ответить на вопросы «Ведомостей».
– Изначально мечта была провести российский Grand Prix в Москве. Затем появилась кандидатура Санкт-Петербурга. Сочи тогда не звучал, потому что до Олимпиады большинству людей в мире слово «Сочи» вообще ничего не говорило. Но Олимпиада дала этому городу очень многое, в организационном смысле все стало гораздо проще. И возможно, с Сочи теперь связано больше [спортивных] ассоциаций, чем с Москвой.
– Нет. Потому что никто не мог предположить, что [организаторы] сделают свою работу так замечательно. Я очень горд, что мы здесь.
– Нет. Мы счастливы быть здесь, и, думаю, все счастливы.
– Нам показалось, что 1 мая – более привлекательная [для болельщиков] дата.
– (Задумывается.) Можно сказать и так. Но можно посмотреть с другой стороны, и тогда окажется, что два этапа в одном регионе будут помогать друг другу, подстегивать интерес [к автогонкам].
– Нет.
– Нет, у них другая категория зрителей, отличная от наших.
– На мой взгляд, в мире в последние 3–4 года происходят громадные [технологические] изменения. Спонсоры открыли для себя социальные медиа, которые не стоят им ничего. Газеты начали терять популярность. Но сейчас, кажется, начинают ее себе возвращать. А спонсоры [оценивая спорт], возможно, думают, что это не тот тип коммуникаций, который им нужен.
Бизнес и дружба
– Действительно, за эти годы у нас было множество замечательных спонсоров. Но спонсоры приходят и уходят, у них меняются концепции, и они говорят: спасибо, теперь мы будем заниматься другим. Это жизнь.
Пострадал за идею
Берни Экклстоуна и Жан-Клода Бивера, нынешнего руководителя часового подразделения LVMH (в него входят бренды Hublot, Zenith и TAG Heuer), связывает многолетняя дружба. В 2008 г. Hublot стала спонсором F1. А двумя годами позже Экклстоун пострадал от грабителей, лишившись среди прочего и своих часов Hublot. Фото избитого Экклстоуна послужило для рекламы часов: «Посмотрите, что люди готовы сделать за Hublot».
– Нет, не поэтому. Это модель 70-х гг.
– (Смеется.) Потому что я подумал, что для него это может стать отличной рекламой. Он не сразу согласился, но я его убедил.
– Прислал. Он мой большой друг.
– Конечно.
«Просто удача»
– Просто удача.
– Да, благодаря удаче.
– Еще в молодости я усвоил, что джентльмен не должен [публично] говорить о двух вещах: как он провел последнюю ночь и о деньгах.
– Да, это так.
– Для всех. Так мы компенсируем инфляцию.
Правила не проблема
– Главная проблема сейчас – двигатели. Это очень плохо, что все участники зависят сейчас от двух производителей (Экклстоун имеет в виду компании Mercedes-Benz и Ferrari. Первая поставляет двигатели командам Mercedes, Williams, Force India и Lotus, вторая – Scuderia Ferrari, Sauber, Marussia. Команды Red Bull и Toro Rosso используют двигатели Renault, команда McLaren – двигатели Honda. – «Ведомости»). Нам нужен [еще один] независимый поставщик двигателей. Посмотрим, как поведет себя Honda: сейчас они поставляют двигатели одной команде, но если это будут, скажем, три команды, то ситуация станет уже гораздо более сбалансированной. И мы не знаем, что будет делать Renault – купят ли они команду [Lotus] или не купят. Тут нужно ждать. Тогда у нас в чемпионате будет четыре производителя.
– Мы на правильном пути.
– Да-да, мы обязаны сделать это!
– Для меня проблема в том, что мы не можем менять правила так часто, как это должно быть. Так что в целом, полагаю, ситуация сбалансирована. Не понимаю, почему люди беспокоятся из-за правил – по-моему, там нет поводов для беспокойства.
– Проблема в том, что теперь сложно сказать, кто действительно лучший... Мы не знаем, насколько был бы хорош [чемпион мира] Льюис Хэмилтон в другой команде. Сейчас [в Mercedes] он выглядит фантастически, но что с ним стало бы, окажись он в другой команде?
– Потихоньку мы туда двигаемся. Но у социальных медиа есть очень много ограничений.
– Как у компании, продающей права, у нас почти нет возможностей монетизировать их.
«Просят меня остаться»
– Извините, я не могу раскрыть эту информацию.
– Да, потому что эти пакеты так или иначе связаны. Мой траст не может продать мои акции без CVC.
– Мы должны будем продать.
– Это то, о чем они говорят.
– Люди [которые ведут переговоры о покупке акций] просят меня остаться.
– Нет. Вопрос [переговоров] не в цене акций, а в структуре владения.
В ожидании преемника
– (Улыбается.) Жду, пока состарюсь, чтобы передать дела преемнику.
Delta Topco Limited (Formula One)
Холдинговая компания
Акционеры (данные Forbes): европейский фонд CVC Capital Partners (35,5%), управляющая компания Waddell & Reed (20,9%), фамильный траст Экклстоунов Bambino Holdings (8,5%, из них 5,3% – у Берни Экклстоуна).
Финансовые показатели Delta 2 (Lux) S.a.r.l. (2014 г., консолидирует показатели компаний группы, публикующих финансовую отчетность):
выручка – $1,36 млрд,
чистый убыток – $405,46 млн.
Занимается организацией и проведением чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Формула-1», через дочернюю компанию Formula One World Championship Limited владеет коммерческими правами на чемпионат на основе долгосрочного договора с Международной автомобильной федерацией (FIA).
– Если появится кто-то, с кем я буду счастлив работать... Наверное, это должен быть кто-то, кто будет делать дела совсем иначе, чем я. Возможно, намного лучше.
– Ничего из этого – это просто моя работа, которую я делаю много лет.
– Нет, это все ерунда. Я уверен, что если не будет меня, то будет кто-то другой, который будет делать эту работу, возможно, еще лучше, чем я.
– Просто не реагирую. Большинство людей, которые критикуют кого-то, этого человека просто не знают. А как я могу критиковать, например, вас, если я вас не знаю?
– Они проделали очень хорошую работу, чтобы извлечь из меня деньги.
– Я никогда не жду комплиментов.
– Абсолютно.
Сочи