«В своей семье я стала белой вороной»
Дочь художницы Патрисия Барбизе хотела жить «реальной жизнью» и работала в Renault, но в итоге возглавила Christie’sНет ничего удивительного в том, что выросшая в доме, наполненном картинами и скульптурами, Патрисия Барбизе должна была вернуться в мир искусства в роли генерального директора аукционного дома Christie’s. С тех пор она работает в роскошном здании XIX в. в центре Парижа, хотя в начале карьеры была сосредоточена на двигателях и выхлопных трубах. «Моя мать была художницей, отец работал в кино, а братья и сестры – продюсеры в театре и кино. Я выбрала в качестве места работы Renault – и стала белой вороной», – смеется Патрисия.
В декабре 2014 г. Барбизе была назначена гендиректором аукционного дома Christie’s, а карьеру она начала почти 40 лет назад в финансовом отделе выпускающего грузовики подразделения Renault. Позже она помогла своему боссу Франсуа Пино превратить его бизнес по продаже древесины в огромную империю Kering (ранее известную как PPR), которая владеет такими люксовыми брендами, как Gucci и Bottega Veneta. А Пино в декабре прошлого года поставил проверенную многими годами совместной работы Барбизе во главе купленного им аукционного дома Christie’s. Она стала первой в истории Christie’s женщиной на этом посту (см. врез).
Путь Патрисии
Барбизе родилась в 1955 г. в пригороде Парижа – округе Булонь-Бийанкур. Окончив бизнес-школу ESCP в Париже, она пошла работать в Renault. Финансовыми вопросами она там занималась долго – с 1977 по 1989 г. А потом перешла в принадлежащую известному французскому предпринимателю и коллекционеру Пино компанию Pinault S.A. Сначала финансовым директором, позже стала заместителем гендиректора компании. После ряда слияний Пино стал совладельцем компании Pinault-Printemps-Redoute (с 2005 г. – PPR). С того же 2005 года Барбизе стала заместителем председателя совета директоров PPR.
История Christie’s
Полученные Барбизе в детстве знания оказались полезны, когда она сопровождала Пино на выставках и аукционах, на которых он пополнял свою коллекцию современного искусства. Когда в 1998 г. Барбизе возглавляла Artemis, холдинговую компанию семьи Пино, именно она от лица семьи Пино вела переговоры о покупке 26,4% акций Christie’s. Несколькими неделями позже последовала покупка оставшихся акций за 752 млн фунтов. «Я лично выписала чек для этой сделки», – вспоминает Барбизе.
В 2003–2014 гг. она возглавляла совет директоров Christie’s. Тем не менее уход предыдущего гендиректора Christie’s и назначение на этот пост Барбизе оказались неожиданными. Это произошло всего лишь через месяц после рекордного аукциона в Нью-Йорке, на котором Christie’s продал предметы послевоенного и современного искусства на $853 млн. Это случилось вслед за отставкой Уильяма Рупрехта, гендиректора конкурирующего аукционного дома Sotheby’s, который был вынужден уйти под давлением инвестора Дэниэла Лоэба. По мнению экспертов, это подтверждает, что аукционные дома жертвовали прибылью ради рыночной доли, предлагая продавцам дополнительные преимущества, чтобы привлечь их.
Картины-трофеи
Назначение Барбизе, которая имеет репутацию финансиста и человека, заключающего сделки, а не эксперта в области искусства, было расценено как признак того, что приоритетом Christie’s становится улучшение финансовых показателей и увеличение прибыли для акционеров. Барбизе настаивает, что перестановка в руководстве была «естественным» шагом, вызванным необходимостью упростить его структуру и наладить отношения с новыми клиентами на развивающихся рынках.
Барбизе отрицает слухи, что является временной фигурой. «Я не ищу преемника», – говорит она. Также Барбизе подчеркивает, что мир искусства сильно изменился за последние пять лет: «Некоторые картины стали иконами, трофеями. Деньги инвестируются в искусство». Также она отмечает, что очень важны отделы, работающие с послевоенным и современным искусством. Они были расширены – спрос на эти вещи растет.
Christie’s установил новые рекорды после того, как Барбизе стала гендиректором. Благодаря спросу со стороны инвесторов, рассматривающих искусство как объект вложения своих инвестиций, его выручка в первом полугодии выросла на 8% в годовом выражении до 2,9 млрд фунтов, причем четверть клиентов были новыми. В мае на аукционе в Нью-Йорке картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия О)» была продана за рекордные $179,37 млн, а в общей сложности за неделю были проданы предметы послевоенного и современного искусства на $1,7 млрд. По словам Барбизе, эти рекорды демонстрируют, что Christie’s – «лидер, способный связывать все больше и больше предметов искусства и все больше и больше клиентов».
Работы, которые покупает Патрисия Барбизе
Жить реальной жизнью
Увлечения Барбизе – классическая музыка, балет, фотография, современное искусство. Она покупает работы современных художников и скульпторов для себя, в том числе работы Татьяны Труве и Ансельма Кифера. В детстве мать Барбизе, художница-абстракционистка Моника Картье, брала ее на выставки. «Я с детства знала, что в работах современных художников заложено послание и они являются не просто декорациями», – говорит она.
Но в то же время Барбизе рано поняла, что в отличие от других членов своей семьи она не является человеком искусства. «Я не чувствовала этого властного побуждения. Я хотела жить реальной жизнью и заниматься менеджментом, финансами – вещами, которые позволяют другим создавать вещи, а артистам – творить», – отмечает она.
Christie’s International Plc
Аукционный дом
Владелец – Франсуа Пино.
Продажи (2014 г.) – 5,1 млрд фунтов стерлингов ($8,4 млрд).
Продажи (шесть месяцев 2015 г.) – 2,9 млрд фунтов стерлингов ($4,5 млрд).
Основан в 1766 г. Джеймсом Кристи. Проводит около 450 аукционов более чем по 80 категориям ежегодно. Включает 12 точек продаж и 53 офиса в 32 странах мира. В итоге в 2014 г. продажи всех аукционов Christie’s составили $8,4 млрд против $6,1 млрд у конкурирующего аукционного дома Sotheby’s.
В 1976 г. Барбизе стала первой из 20 выпускниц бизнес-школы ESCP в Париже. После этого она начала работать в своей «любимой» отрасли – автопроме. Хотя она чувствовала, что женщин там «не очень приветствуют». В те времена, вспоминает она, женщинам реже позволяли работать, поскольку их заработок считался «дополнительным» к зарплатам их мужей. Барбизе вышла замуж за банкира, которого она называет «очень, очень, очень понимающим». Весь этот опыт сделал ее феминисткой, признается она. «Я пережила этот момент, когда невозможное становится возможным, – утверждает Барбизе. – Но и спустя 40 лет нужно делать многое».
Единственное, о чем жалеет Барбизе, – что вышла на работу спустя всего месяц после рождения дочери Шарлотты. «Я была так благодарна, что имею работу, и думала, что никто не должен заметить, что у меня появился ребенок», – говорит она.
Привилегия, доверие, удача
Барбизе чаще всего характеризуют как рационального, приземленного руководителя, открытого к сотрудничеству и способного к самоиронии. Ее карьера сделала ее одной из самых влиятельных фигур в деловом мире Франции. Она также входит в совет директоров Total, наблюдательный совет PSA Peugeot Citroen и до сих пор является заместителем председателя совета директоров PPR.
Работы которые продает Christie’s
Барбизе, вероятно, осталась бы в Renault, если бы не Пино, которого она впервые встретила в 1989 г. Встреча вышла неловкой, вспоминает она, поскольку Пино казалось, что она приняла предложение стать финансовым директором его компании, а Барбизе – что она согласилась на неформальную беседу. Но это оказалось началом плодотворного 26-летнего сотрудничества.
Хотя не все всегда шло гладко. В течение 15 лет она боролась с властями США из-за роли компании Пино в поглощении американской страховой компании Executive Life банком Credit Lyonnais. Они пытались убедить ее дать показания против Пино и ограничили ей въезд в США, пока дело не было урегулировано. Но это не сказалось на ее лояльности. «Это привилегия – заслужить такое доверие, – говорит Барбизе. – Я хорошо осознаю ту удачу, благодаря которой меня приняла семья Пино».
FT, 26.07.2015, Алексей Невельский