Марко Тронкетти Провера: «Наш бренд – это Pirelli. Точка»

О сделке с китайской CNRC и партнерстве с «Роснефтью» рассказывает Марко Тронкетти Провера
Chris Ratcliffe
Chris Ratcliffe / Bloomberg
– «Роснефть» принимала участие в этих переговорах с CNRC?

Марко Тронкетти Провера начал карьеру в семейном бизнесе, связанном с морскими перевозками. Но потом он пришел в Pirelli - шинную компанию с почти полуторовековой историей - работает там почти 30 лет и стал настоящей легендой итальянского бизнеса. Башня «Пирелли» - один из первых небоскребов в Милане. Она появилась на месте первого производства компании и успела попасть в классическое итальянское кино. С момента основания у шинной компании не изменился не только ее профиль, но даже написание логотипа. А в начале этого года стало известно, что итальянская структура китайской CNRC («дочка» государственной ChemChina) может стать владельцем как минимум половины Pirelli. Новая компания благодаря интеграции с Aeolus Tyres должна удвоить производство Pirelli. Pirelli выставила условия – штаб-квартира новой головной компании холдинга и интеллектуальная собственность останутся в Италии. Но кооперция неизбежна - главные конкуренты Pirelli уже работают на китайском рынке. Чем обернется эта сделка для Pirelli, будет ли это началом новой эры? Тронкетти Провера расставляет все точки над i: легковые шины Pirelli не сменят бренд, но в ближайшие годы компанию ждет изменение структуры акционерного капитала, возможный делистинг. Как компания видит будущее время перемен и что думает о сотрудничестве с российскими партнерами, Провера рассказал «Ведомостям».

Марко Тронкетти Провера

Председатель, исполнительный директор Pirelli & C. S.p.A
1986
пришел в группу Pirelli
1992
стал руководителем по операционным процессам
1996
занял должность председателя издательства «Il Sole 24 Ore»
2001
член правления театра “La Scala”, параллельно занимает позицию исполнительного директора Telecom Italia (2001-2006)
– Кто был инициатором переговоров с CNRC? Это были вы или представители китайской стороны?

– Это был китайский партнер, он (Ren Jianxin. - "Ведомости") приезжал к нам. Я познакомился с ним три года назад. На тот момент мы не сотрудничали, но я уважал его как предпринимателя. Потом он связался со мной прошлой осенью, в конце октября. То есть мы начали переговоры в прошлом году в конце октября.

– Нет, не принимала. Мы сообщили об этих переговорах компании LTI (структура "Роснефти". – "Ведомости"), которая владеет долей в Camfin. Я подтвердил им, что ничего не меняется в отношении производственных соглашений, которые между нами заключены - по развитию совместного проекта по НИОКР (по синтетическому каучуку) и по продажам в России.

– Как вы думаете, могут ли итальянские регулирующие органы быть против сделки Pirelli и CNRC? Все-таки Pirelli – один из флагманов итальянской экономики и это одна из крупнейших сделок с китайскими компаниями в истории Италии.

– Антимонопольные ведомства не имеют отношения к сделкам, которые не ведут к получению доминирующего положения на рынке. У нас нет доминирующего положения на рынке. Пересечения инвестиций между нами и ChemChina нет. Поэтому проблемы в этом нет. Это бюрократический процесс, он должен завершиться в течение нескольких месяцев.

– Является ли LTI вашим долгосрочным партнером? Почему LTI выходит из капитала Camfin и получает долю напрямую в Pirelli?

– LTI – наш долгосрочный финансовый партнер. Для них это хорошее вложение капитала. LTI видит потенциал роста, если они останутся. За один год они получили возврат инвестиций около 40% и вкладывают больше половины того, что они инвестировали год назад. Таким образом LTI выводит часть денег в ходе сделки, но также реинвестирует оставшуюся часть.

– Какую долю будет иметь LTI в так называемой New Company?

– Минимальная доля, которая у них будет после того, как они вложили больше половины того, что они вложили год назад (760 млн евро. – "Ведомости"), останется на уровне 12,6% в New Co. То есть более-менее та же доля, которая была у них в Pirelli. Это минимальная доля, которая у них останется.

Теперь это вопрос того, какими будут результаты публичное оферты. У LTI больше нет необходимости вкладывать деньги. Максимальные инвестиции, которые они могут сделать, — это разница между $300 млн и $500 млн, которые они вложили вначале. Таким образом, они могут остаться c тем миноритарным пакетом, который у них был, получив за год капитальную прибыль с теми же инвестициями. Если мы не выкупим 100% акций в ходе публичной оферты, они инвестируют меньше, чем разницу между $300 и $550 млн.

– Сообщается, что New Co будет выкупать акции Pirelli с рынка и собирается провести делистинг компании с Миланской биржи. Откуда планируется брать деньги на это?

– Все партнеры Camfin вложат часть денег. ChemChina через свою структуру CNRC вложат более 2 млрд евро. Если по результатам публичной оферты CNRC будет иметь 65%, оставшиеся 35% будут поделены следующим образом: LTI получит 12,6%, Camfin – 22,4%

– То есть это будут деньги инвесторов?

– Да, деньги инвесторов, потому что акционеры Camfin реинвестируют в NewCo.

Pirelli & C. S.p.A.

Акционеры Camfin (26,2%, из которых 50% контролирует «Роснефть», 38% - глава Pirelli Марко Тронкетти Провера, по 6% - банки Intesa Sanpaolo и Unicredit), инвесткомпания семьи Малакальца – Malacalza Investimenti (7%), холдинговая компания семьи Бенеттон - Edizione Srl (4,6%), инвестбанк Mediobanca (4,1%), остальные акции в свободном обращении
Капитализация 7,5 млрд евро
Финансовые показатели (2014 г)
Выручка 6 млрд евро
Прибыль 332,8 млн евро
Основана в 1872 г. Акции компании обращаются на Миланской фондовой бирже с 1922 г. Производит шины для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, сельскохозяйственной техники на 19 заводах в 13 странах.

– Вы сообщали о том, что Pirelli планирует некую промышленную интеграцию с китайской Aeolus Tyres. В какой форме она будет проходить?

– В данный момент Pirelli находится в процессе разделения компании на две части. Мы начали этот процесс месяц назад. Одно направление будет заниматься шинами для легковых машин и мотоциклов, другое - индустриальной продукцией, то есть шинами для грузовиков, сельскохозяйственной техники и шинами для горнодобывающей техники. Этот процесс, который сейчас происходит, предполагает в том числе разделение производственных площадок и разделение торговых сетей.

К концу года этот процесс будет закончен и будет создана компания Pirelli Consumer, которая будет полностью заниматься шинами для легковых машин и мотоциклов. Также будет создана компания Pirelli Industrial. После оценки она объединится с Aeolus Tyres. Цель — крупный промышленный производитель, который мог бы выйти на листинг на бирже Гонконга, так как Aeolus уже имеет там листинг. В конце концов главным акционером этой структуры должна быть компания Pirelli.

У New Company три акционера. Это китайцы – ChemChina – у которых будет максимально 65%, итальянские структуры – около 22,4%  – и структуры "Роснефти" – около 12,6%. Если публичная оферта состоится, то New Co объединится с Pirelli. Доли останутся теми же – 65% – 22,4% – 12,6%. В то же время управление бизнес-процессами остается в руках менеджмента Pirelli.

При этом процесс разделения внутри Pirelli не имеет отношения к сделке с ChemChina. New Co будет владеть 100% обеих компаний - Pirelli Consumer и Pirelli Industrial. Потом Pirelli Industrial, 100% которой будет владеть новая компания Pirelli (она образуется после объединения New Co и Pirelli ), объединится с Aeolus . Мы сейчас проводим анализ и оценку активов.

Новая Pirelli будет единственным акционером Pirelli Consumer и крупнейшим акционером Pirelli Industrial — после объединения с Aeolus. Pirelli удвоится в размере по сравнению с сегодняшним уровнем. Компания совместно с Aeolus станет четвертым игроком в мире. Pirelli совместно с Aeolus будут представлять собой индустриальный шинный бизнес.

– К какому годы вы планируете достичь этого показателя?

– К 2016 г. В этом же году пройдет объединение.

– А как в принципе началось сотрудничество Pirelli и "Роснефти"? Кто был его инициатором?

– Я вышел на связь с "Роснефтью", потому что мы реформировали завод в Воронеже и Кирове. Мы готовились поставить на российский рынок большой объем продукции. У нас уже есть партнер в России – "Ростех". Они представили нас представителям "Роснефти", потому что хотели усилить сеть продаж Pirelli в России. Мы начали переговоры об этом и в итоге начали реализацию шин Pirelli на заправках "Роснефти".

У нас уже есть проект с "Роснефтью" и третьим технологическим партнером в Находке, где строится крупный нефтеперерабатывающий завод ( «Роснефть» и итальянская Pirelli сообщили в четверг, что подписали с польской Synthos меморандум в отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства и поставки синтетического каучука в рамках нефтехимического кластера «Восточная нефтехимическая компания». - "Ведомости"). Мы объединим усилия в разработке новых компонентов, которые очень нужны для технологии, которую использует Pirelli. Это будет трехстороннее партнерство. Технологический партнер будет предоставлять свои компетенции в области работы со сложными синтетическими резиновыми смесями, которые являются ключевым продуктом для повышения производительности высокого класса шин. И Pirelli предоставит свои знания и возможность тестирования этих новых соединений вместе с "Роснефтью" и третьим партнером.

– В целом вы довольны сотрудничеством с "Роснефтью" в России?

– Да, я доволен. Мы начали с дистрибуции, и сейчас у нас есть проект, который предполагает новое производство синтетического каучука в ближайшие 3-4 года. Завод "Роснефти" расположен вблизи границы с Китаем. В Китае мы также производим очень сложные компоненты, и сотрудничество в Находке в этом смысле будет полезным.

– Влияют ли как-то на вашу работу персональные санкции в отношении президента "Роснефти" Игоря Сечина?

– Нет, так как эти санкции не действуют в Италии.

– Возвращаясь к вашему СП с «Ростехом» – каковы финансовые результаты этого предприятия? Вы планировали, что предприятие станет рентабельным к 2014 г. Удалось ли этого достичь?

– Да. Даже учитывая, что экономическая обстановка была не очень благоприятной, мы получили прибыль. Мы планируем продолжить эту тенденцию в 2015 г. Мы начали заниматься экспортом шин, произведенных в России, и планируем сохранить объемы производства.

– В какие страны вы экспортируете шины, произведенные в России? Речь идет об экспорте шин в Скандинавию?

– Не только, также в другие европейские страны. Экспорт из России растет.

– По вашим оценкам, будет ли этот экспорт расти благодаря девальвации рубля?

– Да, но я думаю, что для роста экспорта есть две причины. Девальвация рубля помогает с точки зрения прибыльности. Замедление производства автомобилей высвобождает продукцию, которую мы экспортируем в Европу.

– Как влияет на рынок шин снижение продаж автомобилей в России?

– Около 70% наших продаж приходится на продажу шин «на замену» и примерно 30% ставятся на новые машины. Производство машин сокращается, поэтому на экспорт идет продукция, которую не покупают производители автомобилей.

– Каково это соотношение в абсолютных цифрах?

– Всего мы продали 7 млн шин. В 2014 г. мы экспортировали 500 000 шин. В 2015 г. планируем увеличить этот показатель до 2 млн.

– Был ли GM вашим крупным партнером в России?

– Нет, не был. И, как я уже сказал, то, что не было поставлено предприятиям из-за замедления производства автомобилей, было отправлено на экспорт.

– Повысили ли вы цены на свою продукцию в России? Если да, то как это повлияло на продажи?

– Безусловно, повышение цен наблюдается во всех областях. Оно связано с девальвацией рубля и уровнем инфляции.

– Каковы планы совместного предприятия с "Ростехом" на 2015 г.?

– Мы планируем сохранить уровень инвестиций и сохранить полную загрузку двух наших предприятий. Также мы планируем увеличить размер экспорта. Это необходимо сделать, чтобы компенсировать снижение спроса со стороны автомобильных производств.

– В свете вашего сотрудничества с китайскими компаниями планируете ли вы производить шины китайских брендов на совместном предприятии с "Ростехом" в России?

– С китайскими компаниями у нас не будет никакого совместного производства в сфере шин для легковых машин. Шины этого типа были и останутся под брендом Pirelli. Компания Pirelli Consumer не будет связана с каким-либо китайским шинным брендом. Наш бренд — это Pirelli. Точка.

В грузовом бизнесе в России у нас будет бренд Pirelli и другие бренды – Amtel, Pirelli, Formula, они покрывают разные сегменты в России. Но Pirelli не будет производить или продавать продукцию китайских брендов.

Единственный китайский бренд, который присоединится к Pirelli, – это Aeolus, который относится к грузовому бизнесу.

– «Ростех» когда-либо предлагал вам выкупить свою долю в совместном предприятии?

– Они довольны результатами, которые они получают. Такого предложения они не делали. Обе наши компании заинтересованы в том, чтобы иметь долгосрочное партнерство.

Мы обсуждаем соглашения по технологиям. Мы анализируем, как мы можем сотрудничать с точки зрения производства.

– Не могу не задать вопрос, который не касается вашего бизнеса и производства напрямую. В новой структуре компании будете ли вы продолжать издавать легендарный календарь Pirelli? Как к нему относятся ваши китайские и российские партнеры?

– Календарь Pirelli – часть культурного наследства группы Pirelli. Безусловно, мы будем и дальше его издавать. Это та сфера, где мое мнение и мнение любого из наших акционеров сходятся на 100%. Со временем календарь меняется и эволюционирует, но каждый год это произведение искусства. Думаю, именно поэтому он вызывает всеобщее восхищение.