Погрузка на сети РЖД в ближайшие годы будет расти в среднем на 1%

Динамику показателя определят спрос на российские энергоносители и развитие инфраструктуры
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Погрузка на сети РЖД в 2025–2027 гг. в базовом сценарии будет составлять порядка 1,23 млрд т в год. Об этом говорится в аналитическом отчете Rollingstock Agency (RSA), с которым ознакомились «Ведомости». Из него следует, что среднегодовой темп роста составит около 1%, если сравнивать со значениями предыдущей трехлетки – 2022–2024 гг.

Всего в отчете приведены три сценария погрузки: позитивный, нейтральный (базовый) и негативный. В соответствии с ними спрогнозирована динамика этого показателя на два трехлетних периода – с 2025 по 2027 г. и с 2028 по 2030 г. Также приведены данные по парку вагонов на ближайшие годы.

В негативном сценарии на 2025–2027 гг. среднегодовой показатель погрузки составит 1,2 млрд т – на 1% меньше, чем в 2022–2024 гг. Наибольшее снижение в рамках наступившей трехлетки ожидается по строительным грузам. Их погрузка будет на уровне 125 млн т в год (-16%). Нефтяные грузы могут просесть на 2%, а удобрения, наоборот, вырасти на четверть. Погрузка угля в негативном сценарии останется примерно на уровне 2022–2024 гг. и составит 344 млн т в год, говорится в отчете.

В позитивном сценарии в ближайшие три года RSA ожидает роста среднегодового показателя погрузки до 1,25 млрд т (CAGR +3%). Основной вклад в такую динамику будет возможен за счет увеличения погрузки угля на те же 3% до 356 млн т. Погрузка удобрений при этом вырастет на треть – до 85,3 млн т, а нефтяных грузов – снизится до 209,4 млн т (+0,8%). Отрицательная динамика по строительным грузам в этом случае будет меньше, чем во всех прочих сценариях и составит 11% (133 млн т).

В 2025 г. погрузка на сети РЖД может составить от 1,18 млрд т в негативном варианте до 1,21 млрд т в позитивном, следует из отчета. То есть в лучшем случае она вырастет на 2,5% по сравнению с фактическим показателем за 2024 г. Ни в одном из сценариев погрузка в этом году не дотянет до декабрьского прогноза самой компании РЖД. Она ожидала ее роста на 5% в 2025 г. до 1,24 млрд т.

Правда, на заседании правления компании по итогам 2024 г. 12 февраля гендиректор РЖД Олег Белозеров допустил, что в абсолютном значении погрузка по итогам 2025 г. может быть даже ниже, чем в 2024 г. Тогда он отметил, что приоритет холдинга – рост погрузки в стоимостном выражении и увеличение погрузки более маржинальных грузов второго и третьего тарифных классов. К ним относятся товары с высокой долей добавленной стоимости: продовольствие, удобрения, комбикорма, нефтеналивные грузы, прокат чермета, автомобили и проч.

Долгосрочный прогноз Rollingstock на 2028–2030 гг. предполагает рост погрузки почти на 7% по сравнению с предыдущими тремя годами (2025–2027 гг.) до 1,31 млрд т в базовом сценарии. Позитивный вариант развития событий предполагает рост показателя на 10% до 1,38 млрд т, а негативный – на 4,4% до 1,26 млрд т.

Среди факторов, которые будут определять динамику погрузки до 2030 г., аналитики называют востребованность российских углеводородов на мировом рынке, спрос на удобрения, металл и стройматериалы, а также динамику урожайности зерновых. Положительный сценарий учитывает восстановление спроса на российский уголь на экспортных рынках, развитие портовых мощностей и новых перевозочных технологий в РФ для роста погрузки удобрений, высокий урожай зерна, запуск новых инфраструктурных проектов.

Нейтральный и негативный варианты предполагают сохранение текущих тенденций и снижение спроса на мировом и российском рынках по основным товарам.

Андрей Гордеев / Ведомости

В РЖД ухудшение показателей погрузки в 2024 г. (она снизилась на 4%) связывали с ростом профицита вагонов на сети, который к февралю 2025 г. достиг 400 000 единиц. Общий объем парка при этом оценивается в 1,38 млн грузовых вагонов. Поступление на железную дорогу нового подвижного состава еще больше усугубляет проблему порожнего парка, отмечал заместитель гендиректора РЖД – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков на встрече с журналистами 31 января.

Всего в прошлом году отечественные вагоностроители выпустили 74 900 грузовых вагонов. Базовый прогноз RSA предполагает снижение производства в 2025 г. на 24% до 55 400 единиц, позитивный – на 19% до 59 200 шт. Негативный вариант предполагает сокращение объемов выпуска грузового подвижного состава в этом году на 29% до 51 400 вагонов.

Для сравнения: РЖД ожидает выпуск на уровне 70 000–75 000 вагонов, говорил Глазков. Списано при этом будет лишь 27 000 единиц.

В разрезе трехлетнего периода 2025–2027 гг. RSA прогнозирует объем выпуска вагонов от 146 300 до 173 200 единиц в зависимости от сценария совокупно за все три года. Списание за этот же период должно составить 81 900 единиц – на 35% больше по сравнению с предыдущей трехлеткой (2022–2024 гг.).

По оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2025–2027 гг. общий объем списанного парка составит 83 400 грузовых вагонов, сказал «Ведомостям» заместитель гендиректора института Владимир Савчук. Из них 25 600 единиц будет списано в 2025 г., 28 200 шт. – в 2026 г. и 29 600 вагонов – в 2027 г.

Сокращение выпуска грузовых вагонов в 2025 г. ожидается на уровне 15–20% до 60 000–63 600 единиц, говорит Савчук. Причинами сокращения производства он называет снижение объемов транспортной работы, дефицит железнодорожных путей для размещения вагонов и высокую ключевую ставку.

Погрузка на сети РЖД в 2025 г. вырастет на 0,5–1,5%, полагает эксперт. При этом в первой половине года наиболее вероятно снижение показателя относительно уровня 2024 г., а во второй половине будет рост за счет низкой базы прошлого года. Прогноз на период более года в условиях динамично развивающейся международной обстановки Савчук считает нецелесообразным.