Россия в 2025 году увеличит производство и экспорт удобрений

Этому будет способствовать устойчивый спрос на ключевых рынках сбыта
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Аналитики в 2025 г. ожидают небольшого роста производства и экспорта основных видов удобрений, следует из консенсус-прогноза Центра ценовых индексов (ЦЦИ), с которым ознакомились «Ведомости».

Так, производство карбамида в России вырастет на 6% в этом году относительно 2024 г. до 11,5 млн т, следует из данных ЦЦИ. Из этого объема 9 млн т (+6% год к году) будет приходиться на экспорт. Объем выпуска хлористого калия увеличится на 3% до 16,9 млн т, экспорт – на 4% до 13,3 млн т. Производство фосфорных удобрений в России в 2025 г. ожидается на уровне 6,2 млн т (+3,3%), 5 млн т из которых будет приходиться на экспорт (+4%). Агентство считает выпуск по фактической массе продукта и не учитывает сложные удобрения.

По прогнозам аналитиков ЦЦИ, экспортные цены на удобрения в 2025 г. останутся практически на уровне 2024 г. Средняя стоимость карбамида на базисе FOB Балтийское море составит $312/т. Фосфорные удобрения будут стоить $566/т, хлористый калий – $229/т.

Крупнейшие производители удобрений в России – «Фосагро», «Акрон», «Еврохим», «Уралхим» и принадлежащий ему «Уралкалий». «Ведомости» направили им запросы.

По данным Росстата, за 10 месяцев 2024 г. производство всех видов удобрений выросло на 9% к тому же периоду 2023 г. до 23,3 млн т в пересчете на 100% питательных веществ (не по фактической массе продукта). Выпуск аммиака, который применяется в качестве сырья для удобрений, увеличился на 5% до 15 млн т.

Производство всех видов удобрений в 2024 г. вырастет на 6–7% в годовом выражении до 63 млн т, а экспорт достигнет рекордных 40 млн т, говорил глава Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев в декабре. По его словам, отгрузки удобрений в Азию выросли в 1,6 раза, в Африку – на 18%, в Латинскую Америку – на 20% к уровню 2023 г.

В России с 1 декабря 2021 г. действуют квоты на вывоз удобрений. Формально они были введены для обеспечения продовольственной безопасности и с тех пор регулярно продлеваются, последний раз – в апреле 2024 г. В августе Минпромторг предложил увеличить квоту на вывоз сложных удобрений на 300 000 т из-за низкого спроса внутри страны. В октябре ограничения были продлены еще на полгода (с 1 декабря 2024 г. до 31 мая 2025 г.).

Евгений Разумный / Ведомости

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Россия – крупнейший в мире экспортер азотных удобрений и ведущий – калийных и фосфорных. Согласно последним доступным данным Федеральной таможенной службы, в 2021 г. из России было экспортировано 37,6 млн т удобрений. Из них 14,5 млн т составили азотные удобрения, 11,9 млн т – калийные и 11,2 млн т – сложные.

Руководитель направления рынка удобрений отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence Максим Братчиков соглашается с прогнозом ЦЦИ – выпуск удобрений в России будет расти. Но это коснется не всех продуктов и не всех компаний, полагает он. Объемы производства хлористого калия компанией «Уралкалий», скорее всего, останутся на уровне 2024 г. либо незначительно снизятся из-за высокой базы прошлого года, говорит он. В то же время модернизация предприятий и наращивание мощностей «Фосагро» должны обеспечить рост производства фосфорных удобрений, а также увеличатся объемы по карбамиду, добавляет эксперт.

«Фосагро» в этом году увеличила объем инвестиций в развитие производства на 17% в годовом выражении до 75 млрд руб., сообщала компания в декабре.

Экспорт российских удобрений также продолжит расти, чему будут способствовать высокий спрос в ключевых регионах сбыта, доступные цены на азотные и калийные удобрения, а также выстроенные заново логистические цепочки доставки, поясняет Братчиков.

Главной задачей для отечественных производителей остается обеспечение внутреннего спроса, подчеркивает ведущий эксперт «Финам менеджмента» Дмитрий Баранов. Он обращает внимание, что в 2023 г. Россия стала крупнейшим мировым поставщиком удобрений, а по итогам 2024 г. экспорт может принести $16,3–16,8 млрд. Но такие риски, как ужесточение конкуренции, перегрузка транспортной инфраструктуры и возможные климатические аномалии, могут оказать негативное влияние на ситуацию в отрасли, предупреждает эксперт.