На предприятиях ОАК скопилось около 40 недособранных гражданских самолетов
Они ожидают поставки импортозамещенных компонентов от российских заводовК концу 2024 г. в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК, госкорпорации «Ростех») находится более 20 региональных самолетов SJ-100 в разной степени готовности, сообщил «Ведомостям» представитель ОАК. Столько же среднемагистральных МС-21 стоит на площадке Иркутского авиазавода. Решение «накопить» машины направлено на ускорение производства после сертификации импортозамещенных версий этих воздушных судов (ВС), объясняет собеседник.
МС-21 с двигателями американской Pratt & Whitney и крыльями из импортных композитов получил базовый сертификат типа в конце 2021 г. В серию такой самолет не пошел, поскольку после начала спецоперации в 2022 г. большинство иностранных поставщиков отказались работать с ОАК. По этой же причине в правительстве было принято решение о разработке обновленной версии самолета SSJ-100 – с российскими двигателями ПД-8 производства Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») и минимальным количеством импортных компонентов. ВС получило название Superjet New, или SJ-100.
Сертификационные полеты импортозамещенного МС-21 с двигателями ПД-14 (также от ОДК) и SJ-100, оснащенного силовыми установками ПД-8, должны начаться в 2025 г. Об этом в ноябре говорил глава Минпромторга Антон Алиханов.
Пока же Superjet New проходит летные испытания с теми же двигателями, которые устанавливали на SSJ-100. Речь идет о турбинах SaM-146, которые для предыдущей версии регионального самолета выпускало франко-российское СП PowerJet на предприятии «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. Самолет в такой конфигурации выполнил порядка 30% от запланированного объема летных испытаний, системы работают стабильно, полеты совершаются практически каждый день, иногда – два раза в день, отмечает он.
В рамках работы над отечественными лайнерами идет процесс замещения порядка 80 систем, каждая из которых имеет свой цикл производства и сертификации, продолжает собеседник. В условиях сжатых сроков сборка планеров, разработка и производство комплектующих и бортовых систем, а также сертификационные полеты опытных ВС ведутся параллельно, поясняет он. Такой подход позволит максимально ускорить вывод импортозамещенных ВС на рынок, добавил представитель ОАК.
Поставки МС-21 и SJ-100 в авиакомпании регламентированы Комплексной программой развития гражданской авиации (КПГА) и уже неоднократно переносились. Актуальные сроки предполагают передачу первых МС-21 коммерческим эксплуатантам в 2025 г., SJ-100 – в 2026-м. Оснований говорить о сдвигах сроков испытаний и сертификации новых самолетов сейчас нет – проекты находятся в графике, подчеркнул представитель ОАК.
Сама КПГА была разработана в 2022 г. на срок до 2030 г. для планирования выпуска гражданской авиатехники в условиях резкого снижения объемов международной кооперации по таким проектам. Согласно документу, до 2030 г. авиастроителям предстоит выпустить 994 гражданских ВС, в том числе 142 SJ-100 и 270 МС-21. Портфель заказов на эти самолеты сейчас превышает 300 единиц, говорит представитель ОАК.
Задел по планерам создается с таким расчетом, чтобы можно было после получения сертификатов типа на эти машины быстро укомплектовать планеры и передать заказчикам готовую технику, объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Сейчас самолеты с импортозамещенными агрегатами проходят испытания, и в какие-то системы теоретически могут вносить изменения – так что выпускать их в большом количестве и устанавливать на самолеты точно преждевременно», – рассуждает он.