«Трансмашхолдинг», группа «Дело» и «Росатом» объединяют логистические активы

В дальнейшем стороны планируют создать на их основе совместную компанию
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Госкорпорация «Росатом», «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и совладелец группы «Дело» Сергей Шишкарев договорились о консолидации принадлежащих сторонам логистических активов и создании совместной компании. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к разным сторонам сделки, и подтвердил представитель «Росатома».

Один из собеседников уточняет, что между ними заключено соглашение о намерениях по обмену активами. Предполагается, что ТМХ получит пакет «Росатома» в УК «Дело», а «Росатом» – пакет в ТМХ. Но впереди еще очень много корпоративных процедур и согласований, уточняет собеседник.

На первом этапе ТМХ выкупит 1% в группе «Дело», причем доля «Росатома» останется неизменной – 49%. В течение 2025 г. стороны планируют объединить все логистические активы, определить бизнес-модель и систему управления будущей компании, говорят собеседники.

В пресс-службе ТМХ отказались от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в группу «Дело», где у Шишкарева 51%. 

Цель объединения – формирование национального лидера транспортно-логистического рынка России и одного из ведущих игроков в международной логистике, в том числе оператора новых международных транспортных и торговых коридоров, уточняет один из источников. 

Кроме того, в ближайшее время собрание участников УК «Дело» примет решение о назначении представителя ТМХ гендиректором УК «Дело», рассказали собеседники. Этот пост с ноября 2023 г. занимает директор по развитию бизнеса «Росатома» Екатерина Ляхова. По словам одного из источников, кандидатом на пост главы УК «Дело» является партнер владельцев ТМХ Алексей Лебедев, который «устраивает всех участников» сделки.

«Дело» – крупный игрок на рынке логистики и для ТМХ логично формировать партнерство с такой компанией, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Объединение активов компаний эксперт также называет «логичным» в свете показавшего себя эффективным партнерства между группой «Дело» и «Росатомом».

По словам Бурмистрова, готовящееся объединение целесообразно и с точки зрения макроэкономики, поскольку сейчас на рынке логистических услуг есть потребность в обновлении подвижного состава, в повышении эффективности взаимодействия между компаниями и производителями техники, и такая сделка полностью отвечает этим трендам. 

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский предполагает, что новая компания будет создаваться путем учреждения нового акционерного общества. При этом доля каждого из учредителей будет соразмерна взносу в уставный капитал, добавляет он. С учетом масштабов деятельности «Росатома» и тех возможностей, которые открывает его участие в совместном предприятии, госкорпорация может стать крупнейшим акционером, считает юрист. При учреждении таких обществ стороны распределяют доли таким образом, чтобы ни один из участников не получал контроля над принятием ключевых решений, а значит – вряд ли какая-либо из сторон получит 50%+1 акцию, рассуждает он.

То, что участниками объединения являются крупные компании, – скорее преимущество, поскольку в холдинговых структурах такие процессы проходят менее болезненно для всего бизнеса, говорит Жарский.

В подготовке материала принимал участие Александр Волобуев