«Моторика» купила 50,1% долей в крупном производителе инвалидных колясок

За счет сделки компания вышла в новый для себя сегмент рынка ассистивных технологий
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Производитель киберпротезов рук и ног – группа «Моторика» – купил 50,1% долей в ООО «Завод специального оборудования» (ООО «ЗСО»), которое специализируется на выпуске инвалидных колясок, у одного из совладельцев – Николая Кузнецова, следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Эту информацию также подтвердил «Ведомостям» представитель пресс-службы «Моторики».

Стороны не раскрывают сумму сделки. Но, как уточнил представитель группы, партнерство позволит «Моторике» выйти в несколько сегментов рынка инвалидных колясок – для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), а также базовых механических и электрических колясок с опциями дооснащения для взрослых пользователей с ДЦП.

Согласно новой стратегии, «Моторика» стала мультипродуктовой компанией, сфокусированной на рынке ассистивных технологий и устройств. В частности, ее цель – занять ведущие позиции в нишах мобильности, нейротехнологий и цифровых продуктов. Сделка соответствует этим целям, а также позволит развивать международное направление, уточнил представитель «Моторики». «Она также необходима для роста бизнеса и капитализации компании», – сказал генеральный директор группы «Моторика» Андрей Давидюк через представителя. 4 сентября Давидюк подтвердил планы на IPO в 2026 г. (цитата по «Коммерсанту»). С октября 2023 г. облигации компании торгуются на Московской бирже.

ООО «ЗСО» было зарегистрировано в августе 2010 г. В портфеле компании более 30 моделей инвалидных колясок, а также санитарные стулья, подъемники и другие сопутствующие изделия. Доля высокотехнологичных устройств составляет более 65%. Завод расположен в Лакинске Владимирской области, его площадь составляет свыше 5000 кв. м. Годовая мощность – более 40 000 изделий.

Исследовательская компания Tebiz Group включает ЗСО в перечень ведущих производителей инвалидных колясок в России на основе финансовых показателей игроков этого рынка за 2019–2023 гг.

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка компании в 2023 г. составила 567,9 млн руб., что в 1,9 раза больше, чем в 2022 г. Чистая прибыль – 61,2 млн руб., это в 6 раз больше показателя предыдущего года. По оценкам «Моторики», российский рынок инвалидных колясок достиг 8,8 млрд руб. на конец 2023 г.

До сделки 75,05% долей ООО «ЗСО» принадлежало Николаю Кузнецову, после нее – 24,95%, следует из выписки из ЕГРЮЛа. Оставшиеся 24,95% сохранились за Павлом Кузнецовым.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценил сумму сделки в диапазоне 300–350 млн руб. По его мнению, у сегмента рынка, на который выходит «Моторика», есть большие перспективы, так как спрос на инвалидные коляски будет расти. Не исключил он и того, что потребность в этой продукции будет возникать в том числе за счет увеличения числа раненых и государственных выплат им, сказал он «Ведомостям».

Вряд ли оценка компании могла превысить выручку, т. е. 700 млн руб., считает сооснователь United Investors, бывший директор по стратегии и анализу Mail.ru Group (название VK до ребрендинга в октябре 2021 г.) Александр Горный. По его словам, корректнее считать оценку от EBITDA и мультипликатор, скорее всего, составляет 6х. Показатель EBITDA компания не раскрывает.

«Моторика» была зарегистрирована в 2015 г. Компания работает в области медицинской кибернетики, разрабатывает и производит функциональные киберпротезы рук и ног для взрослых и детей старше двух лет. Также развивает направление нейроимплантов для лечения заболеваний нервной системы.

Выручка «Моторики» за 2023 г. составила 1,8 млрд руб., чистая прибыль – 635 млн руб., следует из базы «СПАРК-Интерфакс». Головная компания – МК «ООО «Хомо ауктус». На ноябрь 2024 г. долями в ней владеют структура Российского фонда прямых инвестиций – ООО «ППИТ-15» (21,11%), Андрей Давидюк (18,05%), Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий (16,04%), Василий Хлебников (10,74%), АО «Российская венчурная компания» (9,14%), комбинированный ЗПИФ «Первая – прямые инвестиции» (8,53%), Илья Чех (6,91%), Руслан Бабинцев (6,72%) и Аркадий Фатеев (2,71%).

Почти треть населения России – это потенциальные пользователи ассистивных технологий для повышения функциональности и улучшения состояния людей с ограниченными возможностями здоровья, следует из исследования Агентства инноваций Москвы (опубликовано в июне 2023 г.). Целевая аудитория рынка AssistiveTech, по их оценкам, составляет 49,3 млн человек, где 34% – это люди с нарушениями зрения, 26% – мобильности, 22% – слуха и 17% – когнитивными нарушениями. Авторы исследования отмечали значительный потенциал для импортозамещения и развития российских продуктов на этом рынке, учитывая, что лишь пятая его часть была освоена. «Ведомости» направили запрос в агентство с просьбой оценить динамику роста этого рынка.

«Ведомости» направили запрос в Центр развития перспективных технологий (оператор маркировки) с просьбой оценить объем рынка инвалидных колясок. С 1 сентября 2023 г. маркировка кресел-колясок в России стала обязательной.