Иллюзии энергоперехода и ловушка Фукидида

Глава «Роснефти» Игорь Сечин на Евразийском форуме в ОАЭ рассказал о перспективах спроса на ископаемое топливо и зеленой повестки
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Мир по-прежнему далек от пика спроса на ископаемое топливо, заявил 5 декабря в ходе выступления на XVII Веронском евразийском экономическом форуме, проходящем в городе Рас-эль-Хайма (ОАЭ), главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. По его словам, потребление нефти продолжит расти, а призывы к зеленому энергопереходу используются в геополитических целях.

Роль ископаемого топлива

Глава «Роснефти» отметил, что современная энергетика базируется на ископаемом топливе – на его долю приходятся более 90% всей потребляемой первичной энергии. По его словам, за счет переработки нефти и газа обеспечивается производство 95% всех товаров высокого передела, а из 1,5 млрд автомобилей 98% работают на традиционных видах топлива.

При этом Сечин обратил внимание на продолжающийся рост спроса на энергию в развивающихся странах. По его словам, 750 млн человек до сих пор не имеют доступа к электроэнергии и только для увеличения уровня жизни в развивающихся странах до половины уровня стран так называемого «золотого миллиарда» потребуется рост добычи нефти в два раза к текущему показателю.

Также будет расти спрос на энергию для обеспечения центров обработки данных (ЦОД), отметил Сечин. Он напомнил, что, по оценке инвестбанка Goldman Sachs, спрос на электроэнергию со стороны ЦОДов может вырасти в 2,5 раза к 2030 г. до более чем 1000 ТВт ч (1 трлн кВт ч).

По прогнозам Bank of America, экономический рост в развивающихся странах и развитие ЦОДов приведут к годовому приросту потребления энергии в объеме до 9 млн барр. н. э./сутки при текущем мировом потреблении в 300 млн барр. н. э./сутки, отметил глава «Роснефти». При этом производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 2025 г. может вырасти только на 2 млн барр. н. э./сутки, обратил внимание Сечин.

«Это означает, что нефть и газ продолжают и будут продолжать играть ключевую роль в обеспечении глобальной энергобезопасности. <...> Мы по-прежнему далеки от пика спроса на ископаемое топливо», – констатировал он. 

Глава «Роснефти» отметил, что участники нефтяной отрасли прогнозируют стабильный рост потребления нефти – до 2050 г. он может составить до 20 млн барр./сутки. По оценке ОПЕК, ожидаемый рост спроса на нефть потребует увеличения инвестиций в добычу нефти почти на 50% до $550 млрд в год до 2050 г., сказал Сечин. При этом, по его оценке, только для поддержания добычи нефти на текущем уровне необходимо ежегодно замещать около 11% мирового производства. 

Иллюзии энергоперехода

В то же время, по мнению Сечина, буму спроса на электромобили на Западе «приходит конец»: из-за отсутствия спроса ведущие производители вынуждены продавать электромобили себе в убыток. 

Он также отметил, что энтузиазм западных фондовых рынков в отношении сектора возобновляемой энергетики в последние три года «практически сошел на нет». Акции компаний по производству «чистого» топлива за два года упали в несколько раз, отметил Сечин. «Бизнес голосует деньгами, а «зеленый» доллар бежит от «зеленой» повестки как от огня», – констатировал глава «Роснефти». Причинами такого отношения инвесторов, по словам Сечина, являются неспособность компаний зеленой экономики достичь поставленных целей в срок. 

Главный исполнительный директор «Роснефти» обратил внимание, что необходимость зеленого энергоперехода научно не обоснована. Сейчас переход к зеленой энергии фактически является мощным санкционным барьером для 88% населения планеты, для всех, кто не входит в «золтой миллиард», заявил он.

По словам Сечина, на энергопереходе «не прочь заработать целые государства». «Недавно издание Foreign Affairs, один из основных рупоров внешней политики США, предложило объединить борьбу с изменением климата с продвижением американских экономических интересов. Издание выдвинуло идею поддержки зеленых технологий в развивающихся странах по аналогии с планом Маршалла», – сказал глава «Роснефти».

Увеличение доли генерации с использованием возобновляемых источников энергии требует заблаговременного решения проблем, связанных со стабильной работой энергосетей, созданием мощностей хранения электроэнергии и сглаживанием пиков потребления. Именно по этой причине, а также из-за высокой стоимости возобновляемых источников энергии сегодняшний мировой лидер по возобновляемой генерации Китай одновременно бьет рекорды по вводу угольных мощностей, напомнил Сечин. За последние 10 лет страна, являясь лидером в ветряной и солнечной энергетике, увеличила мощности угольной генерации более чем на 350 гигаватт или на 45%. «Опытные инвесторы вернулись к углю. Фактически мы являемся свидетелями наступления новой угольной эры», – сказал глава «Роснефти». Например, компания Glencore – один из мировых лидеров горнодобывающей отрасли, в течение последних двух лет получила половину операционного дохода от своего угольного бизнеса.

Ловушка Фукидида

Сечин также отметил, что США, пользуясь статусом мирового гегемона, делают ставку на создание особых условий для своей экономики за счет других участников рынка. 

Он напомнил, что эта ситуация была описана древнегреческим историком Фукидидом, считающимся одним из основателей исторической науки. В своем труде «История Пелопонесской войны» Фукидид описал классическую ловушку: страх гегемона перед возникновением альтернативных глобальных центров силы неизбежно приводит к войне с ними.

«Эта война уже началась. На разных театрах она развивается по-разному. Где-то горячая, а где-то гибридная: в сфере технологий, климата, финансов, торговли и культуры. К сожалению, сегодня мировая энергетика не является исключением и стала одной из целей и инструментом этой гибридной войны», – подчеркнул Сечин.

Он отметил, что сохранение доллара в качестве мировой резервной валюты приносит огромные дивиденды американской экономике: искусственно занижается стоимость долгового финансирования в долларах, а прямая денежная выгода США от использования доллара как мировой резервной валюты, по оценке McKinsey, составляет порядка $100 млрд в год.

Сечин напомнил, что понятие «нефтедоллар» появилось в 1974 г. в результате соглашения между Саудовской Аравией и США. «В 1978 г. Саудовская Аравия буквально спасла доллар США от неминуемой девальвации, подтвердив свою приверженность привязке нефтяных цен к этой валюте», – отметил он. 

Летом этого года действие 50-летнего соглашения о расчетах за саудовскую нефть в долларах завершилось, «но на практике оно работает и применяется», сказал глава «Роснефти». Он выразил уверенность, что этот вопрос получит развитие в переговорах новой администрацией президента США и представителями Саудовской Аравии.

При этом Сечин отметил, что США утратили первенство в мировой торговле, а американский доллар постепенно теряет позиции в качестве международного платежного средства. «Применение доллара в качестве санкционного инструмента – большая ошибка, так как торговля никогда не остановится. Альтернативы всегда найдутся», – заявил глава «Роснефти».

Нефть по $60

Сечин допустил снижение цен на нефть в 2025 г. до $60–65/барр. Среди факторов, влияющих на котировки, он выделил добычу нефти в США, Саудовской Аравии и Иране и спрос на сырье в Китае. 

Добыча нефти в США сейчас составляет около 13,4 млн барр./сутки, а 2025–2026 гг. может быть увеличена еще на 400 000 барр./сутки, Иран добывает около 3,4 млн барр. нефти в сутки, но если санкционное воздействие на эту страну будет усиливаться, поставки на рынок могут снизиться примерно на 1 млн барр./сутки, считает Сечин. Саудовская Аравия, по его словам, имеет свободные мощности месторождений, которые позволяют нарастить добычу на 3 млн барр./сутки. «Как они будут использованы – серьезный фактор, который надо иметь в виду», – подчеркнул глава «Роснефти»

Китай потребляет порядка 15,6 млн барр. нефти/сутки и принимает меры по стимулированию экономики, что может повысить спрос на сырье и создать дополнительные возможности для поставок нефти в страну, подчеркнул Сечин.

Он отметил, что компания активно занимается управлением рисками, включая внешние риски, риски налогообложения и привлечения кредитных ресурсов. «Чтобы минимизировать эти риски, для формирования бюджета нашей собственной программы я бы взял $45–50 [барр.] за Urals», – сказал Сечин.

В 2026 г. динамика изменения цен на нефть будет более позитивной, считает Сечин. «На 2026 г. мы запланировали первый этап ввода «Восток ойла». <...> Мы готовы обеспечить стабильность и энергобезопасность», – подчеркнул глава «Роснефти».

Мнение экспертов

Определяющая роль ископаемого топлива в современной энергетике не подлежит сомнению, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Несмотря на все громкие рассуждения о внедрении зеленых источников, на долю ВИЭ в глобальном энергобалансе приходятся «считанные проценты», говорит он. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков добавляет, что сейчас наблюдается определенное разочарование в зеленой повестке – от зеленой эйфории мир переходит к более рациональному восприятию энергетики. «Все больше участников рынка признает, что никакого технического чуда для перехода к ВИЭ без повышения стоимости энергии не произойдет», – говорит он.

Спрос на ископаемые энергоресурсы будет расти в силу нескольких причин, прежде всего увеличения потребления в Китае и Индии и дополнительного спроса на энергию в развитых странах из-за цифровизации, считает Андрианов. Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов добавляет, что многие уважаемые американские инвестбанки, такие как JPMorgan, Bank of America и Goldman Sachs, продолжают прогнозировать рост спроса на нефть в ближайшее десятилетие. Например, JPMorgan в октябре 2024 г. выпустил отчет с прогнозом роста спроса до 2035 г. По расчетам банка, к 2035 г. спрос на нефть в мире вырастет до 108,5 млн барр./сутки с текущего значения в 102,7 млн барр./сутки. 

О политической подоплеке призывов к энергопереходу со стороны стран Запада, по мнению Суверова, говорит резкая остановка энергоперехода в 2022–2023 гг. после осознания факта лидирования Китая на рынке оборудования для энергоперехода, банкротство ряда зеленых компаний и возврат фокуса стратегий западных нефтяных мейджоров от возобновляемой энергетики к нефтяным проектам.

Андрианов добавляет, что в докладе Сечина, так же как и в ряде его предыдущих выступлений, проделана огромная работа по теме энергоперехода. «Собраны, систематизированы и ясно изложены тезисы о том, что вопрос причин глобального потепления как минимум не закрыт», – отмечает эксперт. Также, по его мнению, актуальным является блок, касающийся необходимости дедолларизации мировой торговли энергоресурсами.