Какую АЭС выберет Казахстан

Что предлагают Астане Москва, Пекин, Сеул и Париж в канун атомного референдума
Сергей Пивоваров / РИА Новости
Сергей Пивоваров / РИА Новости

На 6 октября в Казахстане намечен референдум по строительству атомной электростанции в поселке Улькен на берегу озера Балхаш. В случае положительного ответа большинства казахстанцев на вопрос об АЭС ее возведение поможет решить проблему дефицита электроэнергии в стране. Вариант ядерной генерации рассматривается в стране еще с 1990-х гг.

Противники реализации проектов АЭС в Казахстане указывают на экологические риски, ссылаясь на негативные последствия использования территории республики для советских ядерных испытаний под Семипалатинском в 1949–1989 гг., а также угрозу усиления «зависимости» от Москвы в случае строительства станции по дизайну российских атомщиков.

Стоимость возможного возведения АЭС в Казахстане оценивалась гендиректором ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимуром Жантикиным в $10–15 млрд. Согласно информации с сайта правительства страны, Астана рассматривает в качестве участников потенциального тендера компании, уже эксплуатирующие реакторы поколения III+ собственной разработки.

Кроме «Росатома» это Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC), южнокорейская Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP) и Électricité de France (EdF, Франция). Американские компании GE-Hitachi и Nuscale были отклонены казахстанскими властями, так как на момент начала рассмотрения вопроса не имели опыта промышленной эксплуатации своих проектов. Оставшиеся представили свои проекты на международной выставке ядерных технологий KazAtomExpo 27–28 августа в Астане,

«Ведомости» разбирались, какие проекты могут предложить Казахстану «Росатом» и его зарубежные конкуренты. 

Франция

Еще в январе 2023 г. старший вице-президент по развитию международных атомных проектов EdF Вакис Рамани во время визита в Астану предложил минэнерго Казахстана проект реактора EPR-1200 для первой АЭС в Казахстане. 

Тогда отмечалось, что в 2021 г. в Усть-Каменогорске на востоке Казахстана запущен завод «Ульба-ТВС» по производству готового ядерного топлива для АЭС Китая по французской технологии Framatome. Предлагаемый французами EPR – водо-водяной реактор поколения III+ с изначальной сертифицированной мощностью 1650 МВт. Он спроектирован совместно французскими Areva NP, EdF и германской Siemens.

Возведение первых двух таких реакторов началось 2005 г. на АЭС «Олкилуото» в Финляндии, они запущены в 2022 г. При этом EPR сталкивался с проблемами при вводе в строй и эксплуатации, что признавали и в компании-разработчике в 2015 г. Одним из самых ярких примеров является строившаяся с 2007 г. АЭС «Фламанвиль» на границе с Бельгией – первый атомный энергоблок, введенный в строй во Франции за 25 лет. Когда станция была все же достроена с 12-летним отставанием от графика, ее единственный EPR был запущен только со второй попытки – 9 сентября 2024 г. Задержки наблюдались и при строительстве АЭС в Финляндии: срок сдачи и начала генерации в 2015 г. был провален. Задержки по этапам строительства продолжались и в 2018–2021 гг.

Французский проект EPR оказался слишком сложным в строительстве и эксплуатации, замечает редактор отраслевого портала Atominfo Александр Уваров. По его словам, исходная мощность блока 1600 МВт и более была плохо воспринята энергетиками. Теперь, поясняет эксперт, французам приходится предлагать не имеющий референтности проект EPR мощностью 1200 МВт – EPR-1200, сертифицированный французскими властями только в 2023 г., но еще не строившийся и не эксплуатировавшийся. 

Южная Корея

В феврале 2024 г. минэнерго Казахстана сообщило, что Южная Корея предложила Астане проект водо-водяного реактора APR-1400 мощностью ​​от 1345 до 1400 МВт разработки KEPCO (подконтрольна KHNP). 

Он разрабатывался в 1990-е гг. на основе корейского реактора OPR-1000 и System 80+ американской компании Combustion Engineering (C-E). Но в 2022 г. американская Westinghouse, купившая C-E, начала судебный процесс против KHNP и KEPCO, обвиняя в нелицензионном копировании System 80+.

APR-1400 сертифицирован корейскими властями в 2002 г. В Южной Корее с этими реакторами эксплуатируются четыре блока и два строятся, в ОАЭ все четыре блока АЭС «Барака» запущены к сентябрю 2024 г.

Южнокорейские проекты APR различных мощностей построены и эксплуатируются как в стране, так и за рубежом, но их основная проблема, грозящая блокировкой зарубежных проектов, – юридический спор с американской Westinghouse, замечает Уваров. «Если спор будет проигран, то судьба любого проекта по строительству таких реакторов за рубежом окажется в руках США с последующим выставлением с американской стороны политических требований», – отмечает эксперт.

Китай

Пекин предлагает Казахстану водо-водяной реактор «Хуалун-1» («Дракон-1»), или HPR- 1000. Это в конце августа подтвердил Жантикин. HPR-1000 разработан CNNC и China General Nuclear Power Group (CGNPG) в 2000-е гг. на основе ACPR-1000 (развитие линейки французских 900-мегаваттных реакторов) и ACP1000 (развитие линейки собственного китайского ректора). Сейчас в КНР эксплуатируются шесть энергоблоков с этим реактором, два – в Пакистане, еще 13 – на стадии строительства.

Китайские реакторы сооружаются в Китае серийным образом, говорит Уваров. Кроме того, по словам эксперта, страна обладает практически всеми технологиями топливного цикла и может предлагать заказчикам услуги по поставке топлива, обращению с отходами, а также предоставлять кредиты.

«Однако у китайских атомных корпораций минимальный опыт строительства АЭС за рубежом. Их успехи почти исключительно домашние», – говорит эксперт.

«Типовой» реактор от «Росатома»

«Росатом» предлагает Казахстану свой серийный водо-водяной ВВЭР-1200 мощностью 1200 МВт, разработанный на базе ВВЭР-1000 в начале 2000-х гг. Он уже с 2017 г. внедрен на станциях как в России, так и монтируется на зарубежных проектах.

Сейчас эксплуатируются уже шесть энергоблоков на базе этой технологии: четыре в России (по 2 энергоблока Нововоронежской и Ленинградской АЭС) и два в Белоруссии (Белорусская АЭС). Энергоблоки с реакторами ВВЭР-1200 сейчас строятся в Венгрии (АЭС «Пакш II»), Египте ( АЭС «Эль-Дабаа»), Турции (АЭС «Аккую»), Бангладеш (АЭС «Руппур»), Китае (АЭС «Сюйдапу» и АЭС «Тяньвань»).

«Росатом» с проектами ВВЭР на фоне остальных претендентов выглядит удачной кандидатурой для оператора строительства АЭС в Казахстане, считает Уваров. По его словам, у ВВЭР-1200 уже есть «референтность», возможно сотрудничество с заказчиками по всему топливному циклу. 

«По линейке реакторов ВВЭР накоплен богатейший опыт реализации крупных проектов в России и различных регионах мира, от Китая и Ирана до Европы и Северной Африки», – заключает эксперт.