Почти четверть населения к 2030 году будет работать на цифровых платформах

Это создает риски как для самих продавцов и потребителей, так и для системы налогообложения, считают эксперты
Обсуждение законопроекта о платформенной занятости продолжается около двух лет, регулирование должно коснуться, например, Wildberries, Ozon, сервисов «Яндекса» и «Сбера»/ Евгений Разумный / Ведомости

По прогнозам Минтруда, к 2030 г. 15 млн человек будет работать на цифровых платформах, что составляет почти четверть трудоспособного населения страны. Об этом 17 июля рассказал первый зампред комитета Госдумы по контролю, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Дмитрий Гусев на панельной дискуссии об актуальных проблемах регулирования цифровых платформ, организованной Инновационным научно-технологическим центром МГУ «Воробьевы горы».

Эта тенденция, по мнению депутата, создает налоговые риски. «У нас, по данным Минтруда, 10 млн человек связано с платформенной занятостью, прогноз Минтруда – 15 млн до 2030 г., а это почти четверть трудоспособного населения страны. Если у людей хозяйственные договоры, то эти люди сидят на упрощенной схеме налогообложения (УСН). Они не доплачивают только примерно 1 трлн руб. в год в Социальный фонд (СФР). А у нас Социальный фонд – 2 трлн руб., т. е. половина. И примерно столько же недоплачивают в виде НДФЛ в государственный бюджет относительно того, если бы эти отношения были трудовыми. А очень часто, и мы эти случаи знаем, и по этому поводу есть огромное количество возбужденных налоговой инспекцией дел, они связаны с тем, что под коммерческими отношениями скрываются обычные трудовые отношение. Вот вам и проблема», – заявил Гусев.

Он добавил, что законпроект о платформенной занятости – это попытка найти третий путь. Но профсоюзы, по словам Гусева, против, потому что работники, нанятые через платформы, не имеют прав на пенсии или на больничные.

Обсуждение законопроекта о платформенной занятости продолжается около двух лет, пока в Госдуму он не внесен. В законопроекте указано, что отношения между платформой и занятыми не признаются трудовыми, они будут регулироваться Гражданским кодексом (ГК). Такой формат предполагает заключение гражданско-правового договора, где будет оговариваться использование цифровой платформы.

Регулирование коснется, например, Wildberries, Ozon, сервисов «Яндекса» и «Сбера». Законопроект не будет касаться досок объявлений (таких, как «Авито», Profi.ru, YoDo и др.), а также отношений, связанных с наймом и предоставлением недвижимого имущества (ЦИАН, «Островок», Booking и др.).

Также в рамках панельной дискуссии обсуждался вопрос регулирования маркетплейсов. Гусев отметил, что «существует огромный недостаток идей и подходов к регулированию маркетплейсов». На сегодня никакого определения цифровых платформ в законодательстве не существует, напомнил он: «Мы все уже об этом здесь сегодня говорили, что покупаешь Adidas – получаешь «адибас», потом непонятно, значит, какие-то поисковые алгоритмы. Все это требует регулирования. Да, это не нравится маркетплейсам. Но, конечно, это необходимо, потому что иначе, особенно когда говорим не просто о маркетплейсах, а о цифровых платформах, мы ввергаем человека в непонятное какое-то рабство, где он ходит по каким-то путям и приходит туда, куда нужно маркетплейсам».

В 2018 г. в закон о защите прав потребителей внесен пакет поправок, которые призваны были защитить потребителей в отношениях между ними и продавцами, когда посредниками выступают агрегаторы информации о товарах и услугах, напомнил председатель Союза потребителей Петр Шелищ. Тогда появилось первое определение торговых цифровых платформ и это определение работает, отметил он.

Законопроект о регулировании маркетплейсов, который в начале марта внесли на обсуждение в Госдуму глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов (представляет Петербург) и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев («Единая Россия»), Шелищ назвал «нонсенсом», потому что никакой торговой деятельности агрегатов информации о товарах и услугах, которую, как следует из названия, призван регулировать законопроект, «по определению быть не может».

Что касается защиты прав потребителей, «то там есть две дырки», которые достаточно легко поправить, заявил Шелищ. «Я думаю, что депутаты или Роспотребнадзор должны как-то позаботиться, чтобы подправить закон и дать возможность потребителям всегда иметь достоверную информацию о контактах, селлерах и чтобы представляемая селлерами информация была полной. А вот за достоверность они отвечать не могут, это тоже понятно, такова специфика их деятельности», – сказал он.

Также Шелищ отметил, что главная проблема потребителя – это его незащищенность от мошенников. «И здесь мы очень надеемся, что цифровые платформы смогут поставить значительно более эффективные фильтры, чем традиционные, включая все возможности и МВД и т. д., не допускающие мошенников до потребителей, не позволяющие причинять такой огромный ущерб, как сейчас», – выразил надежду председатель Союза потребителей.

Еще одна очень серьезная проблема заключается в том, что маркетплейсы начинают конкурировать с теми продавцами, которых они соединяют с потребителями, сами выступая в качестве продавца на своих площадках, резюмировал Шелищ.

По итогам дискуссии было принято решение создать экспертный совет, который займется разработкой подходов к регулированию деятельности цифровых платформ (включая маркетплейсы), сообщил после мероприятия экономический факультет МГУ. В него войдут представители науки, авторитетные юристы и экономисты, представители деловых кругов, торговых онлайн-площадок, сетевого ритейла, общественных объединений и органов государственной власти.

Главная задача экспертного совета – опираясь на научную базу, подготовить рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы в отношении цифровых платформ, выработать оптимальные экономические модели и подходы. «Многочисленные обсуждения роли маркетплейсов в российской экономике показали, что бурный рост цифровых платформ, особенно в пандемию, изменил ландшафт российской экономики. Задача состоит в том, чтобы в законодательстве обеспечить баланс интересов всех участников процесса: потребителей, малого бизнеса, работников, офлайн-конкурентов и государства», – пояснил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан (его слова приводятся в сообщении).

Участники дискуссии в ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы»

В дискуссии приняли участие: первый вице-президент Союза интернет-торговли, член генсовета «Деловой России» Екатерина Авдеева, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по контролю Дмитрий Гусев, зампред Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности Ирина Яковлева, руководитель Центра интеллектуальной собственности фонда «Московский инновационный кластер» Анна Гращенкова, директор по взаимодействию с органами госвласти сервисов электронной коммерции «Яндекса» Дмитрий Русаков, заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти Wildberries Анна Гришанова, заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев, директор направления импортозамещения, международного развития, монетизации B2B-решений, реализации стратегических проектов и BizDev SberDevices Сергей Зудин, директор по взаимодействию с региональными и законодательными органами власти АКОРТ Елена Чо, генеральный директор ФГАУ «Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта» Минпромторга России Эдуард Шантаев, партнер компании Antitrust Advisory Александр Егорушкин.