Минцифры изучает возможность монополии «Почты» на доступ к почтовым ящикам

Правительство рассматривало аналогичное предложение в 2014 году, но от идеи отказалось
Евгений Разумный / Ведомости

Минцифры обсуждает возможность установления монополии «Почты России» на доступ к почтовым ящикам, заявил Максут Шадаев, выступая в Госдуме, где 14 мая была утверждена его кандидатура на пост главы министерства. «Мы предложим либо компенсировать убытки [«Почты России»] при сохранении текущих тарифов за счет бюджета, либо – что нам кажется более правильным – все-таки дать дополнительные преференции «Почте России», которые позволят ей зарабатывать», – сказал Шадаев, отвечая на вопрос о целесообразности субсидирования «Почты России» для удержания тарифов на доставку периодики.

По словам Шадаева, в качестве одного из таких вариантов рассматривается установление монополии «Почты» на доставку в почтовые ящики. В настоящее время такую доставку могут осуществлять любые участники рынка, уточнил он. Если «Почта России» получит монополию на доставку в почтовый ящик, то это позволит ей получать дополнительные доходы от доставки счетов, рекламы, сказал он: «Это позволит за счет прибыли от этой деятельности поддерживать низкие, доступные тарифы на социально значимые сервисы».

Прежде всего предложенная инициатива нацелена на сокращение объема рассылки низкокачественных рекламных объявлений населению, включая действия мошенников, и выстраивание цивилизованного взаимодействия рынка директ-мейла с национальным почтовым оператором, объяснил «Ведомостям» представитель ведомства. Те операторы, у которых получена почтовая лицензия, также смогут продолжить пользоваться этими ящиками, уточнил он.

«Ведомости» направили запрос в «Почту России».

Монополия «Почты» на доступ к почтовым ящикам обсуждалась правительством еще в 2014 г. Норму о монополии «Почты» предлагалось закрепить в законе «О почтовой связи», но тогда правительство ее не утвердило.

Сейчас законодательство о почтовой связи предусматривает только функциональное назначение почтовых ящиков в жилых домах – чтобы адресаты могли получать почтовые отправления. При этом подробные правила эксплуатации почтовых ящиков, в том числе кто имеет право их использовать, законодательство не регламентирует. Нет и штрафных санкций за использование почтовых ящиков не по функциональному назначению, например, если туда кидают спам-рекламу. То есть закон подразумевает использование ящиков только для почты, но не запрещает для чего-либо еще.

В регионах значительная часть доставки писем из госорганов осуществляется «Национальной почтовой службой», рассказал основатель компании Вячеслав Пискаев. При этом рынок безадресной доставки (например, каталогов) в последние годы сильно сократился, подчеркнул он.

По оценкам BusinesStat, в 2022 г. объем перевезенной почты в России упал почти на 40%. В 2022 г. российский рынок покинули компании с иностранным участием: FedEx, TNT Express, UPS. Некоторые операторы отрасли не ушли полностью с рынка, но существенно сократили деятельность в России: DHL и KNG. Трансграничная торговля обрушилась. Однако отдельных данных по финансовым показателям рынка почтовой связи в России не публиковалось.

Универсальных тарифов для почтовых рассылок нет. Например, у «Почты России» минимальный тираж доставки листовок и буклетов в почтовые ящики начинается от 11 000 экземпляров. Стоимость доставки будет динамически определяться в зависимости от количества адресов, квартир в жилых домах, веса и габаритов тиража. Тариф на доставку листовок формата менее А5 будет начинаться от 0,98 руб., а на буклет – от 2,79 руб., указано на сайте «Почты». Но в зависимости от объема рассылки к тарифу может применяться понижающий или повышающий коэффициент.

Другие компании не публикуют в открытом доступе актуальную информацию о своих тарифах и предоставляют ее только по запросу.

Дело в том, что почтовые ящики устанавливаются строителями, а обслуживаются управляющими организациями либо самими жильцами, говорит исполнительный директор компании «Оборот.ру» Иван Кургузов. «Отсюда непонятно, почему у "Почты" должна быть, как сказал министр, "условная монополия", – продолжает он. – Помимо раскладки рекламы пиццы, существует официальный рынок доставки корреспонденции или прессы по почтовым ящикам. Теоретически эти компании можно обязать платить отчисления "Почте" за использование ящиков, что увеличит стоимость таких услуг. Или даже законодательно обязать приносить всю корреспонденцию на центры сортировки «Почты России», которая и будет заниматься доставкой до ящика. Но на практике они или уйдут в серую зону, или вообще перестанут оказывать услугу».

Теоретически можно заменить все почтовые ящики на постаматы с особым доступом, но это потребует гигантских вложений, отмечает Кургузов. «В целом в почтовые ящики кладут много рекламных листовок. Для того чтобы это исправить, нужно полностью менять почтовые ящики и делать их с отсутствием возможности положить что-то несанкционированно. Но тогда возникает вопрос – как организовать доступ почтальонов? Если сделать универсальный ключ, то есть риск его утраты, – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. – В целом вопросов больше, чем ответов. Инициатива требует очень больших инвестиций, а самое главное, непонятно, зачем вообще это нужно».

«В самой идее Минцифры право: "Почта" несет важную социальную функцию и ее необходимо сохранить работоспособной. Но дальше становится менее понятно. Я думаю, что более реалистичными выглядят другие идеи Шадаева, например про переход на электронную корреспонденцию», – заключил Кургузов.

Еще одна мера, которую обсуждает Минцифры, предусматривает введение обязательных электронных почтовых ящиков для юрлиц. По словам Шадаева, сейчас в структуре письменной корреспонденции, которая отправляется через «Почту России», 90% приходится на взаимодействие с организациями. «Наверное, часть таких писем можно перевести полностью в электронный вид и отказаться от бумаги. Человек придет на почту, отдаст бумажное письмо, его отсканируют и отправят в электронном виде. Поэтому идея относительно обязательности создания почтовых ящиков в электронном виде, личных кабинетов для юрлиц – полностью нами поддерживается», – сказал Шадаев.

Что касается граждан, то введение электронных почтовых ящиков не должно быть обязательным: их могут использовать только те, кто готов, а остальные будут по-прежнему получать бумажные письма. «Но для юридических лиц нам кажется, что эта норма может быть обязательной», – сказал он.

«Этот важнейший социальный институт («Почта России». – «Ведомости») вынужден функционировать в режиме полной доступности для населения в самых удаленных территориях, при этом понятно, что повышать тарифы для населения, проживающего на этих территориях, у нас возможности нет. Поэтому главный вопрос здесь, скорее, не законодательное регулирование, а какие дополнительные преференции мы должны предоставить «Почте России», которые позволят ей за счет дополнительных доходов обеспечивать покрытие убытков от содержания сети в сельской местности», – заключил Шадаев.