Сенат США одобрил запрет поставок обогащенного урана из России

Но в законопроекте заложена возможность прибегать к исключениям до 2028 года
Найти замену России на мировом рынке обогащения урана пока практически невозможно/ Донат Сорокин / ТАСС

Американский сенат 30 апреля единогласно одобрил законопроект, запрещающий поставки урана, обогащенного в России, для американских АЭС до 2040 г., сообщается на сайте конгресса. Документ был принят палатой представителей в декабре 2023 г. и вступит в силу через 90 дней после подписания президентом страны Джо Байденом.

Действие законопроекта рассчитано до 31 декабря 2040 г. Но до 1 января 2028 г. он допускает временные исключения. Минэнерго США по согласованию с госсекретарем и министром финансов сможет выдавать разрешения на ввоз российского урана, если другие источники поставок будут недоступны или если этого будут требовать национальные интересы. Кроме того, минэнерго предписано представить конгрессу альтернативы урану из России.

По оценке Управления энергетической информации США, которую приводит Bloomberg, Россия – главный зарубежный поставщик обогащенного урана для Америки, ее доля составляет около 24%. Эти объемы используются для заправки более 90 реакторов АЭС. По данным службы статистики США, в 2023 г. Россия увеличила поставки урана в США в денежном выражении до $1,2 млрд, и это максимум за все время ведения статистики, сообщало «РИА Новости». Предыдущий максимум был зафиксирован в 2010 г. – $1,05 млрд. В абсолютном выражении в 2023 г. Россия поставила в США 702 т урана против 588 т годом ранее (рекорд был в 2013 г. – 982 т).

По данным отчета госкорпорации за 2022 г., зарубежная выручка «Росатома» в 2022 г. выросла на 31% до $11,75 млрд, в том числе по линии ядерного топливного цикла – на 23% до $4,1 млрд (детальной разбивки не приводится). «Ведомости» направили запрос в «Росатом».

Россия занимает 1-е место в мире по обогащению урана.

Доля «Росатома» в этом сегменте в 2022 г. в отчете госкорпорации оценивалась в 35%, на рынке фабрикации ядерного топлива – в 17%. Несмотря на то что в Белом доме считают риском зависимость от российского урана, в отличие от других энергоресурсов запрет на его импорт в США в 2022 г. введен не был. 

Cенатор-республиканец от Вайоминга Джон Баррассо после принятия законопроекта в сенате заявил, что уран из его штата можно использовать в качестве замены российскому, передает Reuters. Он добавил, что «двухпартийный законопроект поможет сократить финансирование российской военной машины» и «дать толчок инвестициям в американскую цепочку поставок ядерного топлива». 

Кроме того, сенатор-демократ Джо Манчин пояснил, что законопроект открывает возможность удовлетворить мартовский запрос Белого дома на $2,7 млрд для стимулирования урановой отрасли США. При этом из-за затягивания процесса в парламенте администрация Байдена рассматривала вариант запрета поставок исполнительной властью, но в итоге дождалась более предпочтительного варианта развития событий.

По мнению президента аналитической компании UxC Джонатана Хинза, приведенному Bloomberg, цена на услуги по обогащению в случае отказа от российского урана может рекордно вырасти на 20% с текущих $165 за единицу работы разделения (используется для измерения работ по разделению изотопов). А российский вице-премьер Александр Новак (курирует ТЭК) в 2023 г. допускал и запрет на экспорт урана из России в качестве ответа на введение ограничений. В июне 2023 г. гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что американский рынок в перспективе «станет неинтересен» госкорпорации из-за закрытости и излишнего регулирования.

«Росатом» с объемом добычи порядка 7100 т природного (необогащенного) урана в год (данные за 2021 г.) занимает 2-е место в мире по объему добычи после казахстанского «Казатомпрома». В 2022 г. на «Росатом» приходилось около 14% мировой добычи урана, следует из данных аналитической компании UxC и годового отчета госкорпорации. «Росатом» добывает уран в Курганской области, Забайкалье и Бурятии, а также в Казахстане через компанию Uranium One. 

По данным «Росатома», в 2022 г. производство природного урана в мире увеличилось на 6% до 50 400 т (т. е. добыча госкорпорации – примерно 7056 т). При этом, по расчетам UxC (указаны в отчете «Росатома»), мировые реакторные потребности в прошлом году составляли 63 500 т, а с учетом формирования запасов коммерческого и стратегического характера – 74 300 т. Порядка 85% мировой добычи обеспечили девять компаний: «Казатомпром», китайские CNNC и CGN, входящие в «Росатом» «Атомредметзолото» (ведет добычу внутри России) и Uranium One, а также французская Orano, канадская Cameco, узбекская «Навоиуран» и австралийско-британская BHP.

Судя по доступной информации в открытых данных, запаса топлива для американских АЭС в среднем хватает на год, т. е. исключения до 2028 г. в принятом законопроекте вовсе не случайны, говорит эксперт по ядерной энергетике, главред отраслевого портала AtomInfo Александр Уваров. При таком сценарии негативных последствий для «Росатома» в ближайшее время не будет. Альтернативой для американцев могут в теории стать европейские поставщики, но они работают на пределе возможностей, а расширение их мощностей запланировано только на конец 2020-х гг., указывает Уваров. Китай же производит обогащенный уран примерно на уровне своих потребностей, замечает эксперт, кроме того, у США есть претензии и к КНР, схожие с теми, что звучат в адрес России.

США продолжают развешивать дамокловы мечи над российскими экспортными доходами, но при этом реальной альтернативы российским поставкам по текущим ценам не просматривается, говорит главный стратег инвесткомпании «Вектор икс» Максим Худалов. Текст законопроекта позволяет американцам пролонгировать запрет на его применение, если доступной альтернативы не найдется. Скорее всего, теперь стоимость топлива на мировом рынке подрастет на 15–20%, полагает Худалов. 

США могут, в принципе, договариваться с европейскими поставщиками, но тогда уже Европе будет требоваться обогащенный уран «Росатома» для покрытия образующегося дефицита. Возможно, Китай частично сможет сгладить дефицит топлива для США, но это может быть осуществлено за принципиально иную стоимость, считает Худалов. При этом, по мнению эксперта, США могут и вовсе не искать никакой альтернативы российским поставкам, а вместо этого осваивать средства на собственную добычу и обогащение урана до 2028 г., а затем запросить новые.