Автодилеры создают платформу для торговли автомобилями между собой

Это поможет им реализовать неликвидные запасы машин
Формат аукциона – достаточно эффективный инструмент для продажи машин с пробегом/ Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) до конца 2024 г. запустит собственную онлайн-платформу для торговли автомобилями между юрлицами – дилерскими предприятиями. Об этом «Ведомостям» рассказал президент РоАД и председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин.

Проект назвали «Платформа РоАД b2b». Она будет представлять собой аукционную площадку в интернете по продаже новых и подержанных автомобилей между дилерами, доступа для физлиц на нее не будет, пояснил Подщеколдин. Отдельно будет организован аукцион битых машин, добавил он. Поиск транспортного средства будет осуществляться по марке, модели, цвету, региону эксплуатации, комплектации и другим параметрам.

Стоимость размещения объявления о продаже автомобиля на платформе составит около 500 руб. для членов РоАД и 1000 руб. для сторонних дилеров, следует из презентации проекта, которая есть у «Ведомостей». Индексация цен будет ограничена уровнем инфляции, заверили в ассоциации. На первом этапе предполагается выставить на аукцион порядка 150 000 машин, указано в презентации.

Сейчас идет подбор финансового инвестора для проекта и привлечение региональных дилеров на создаваемую площадку, говорит Подщеколдин. По его оценке, для запуска платформы потребуется 60–100 млн руб., которые в основном пойдут на создание IT-инфраструктуры. Вероятно, в качестве инвестора будет привлечен один из крупных банков, допускает собеседник.

Кроме того, РоАД разработала для платформы единый стандарт описания автомобилей и рейтинг их состояния. В рамках онлайн-аукциона можно будет оплатить приобретенную машину, в том числе заемными средствами, застраховать ее, поставить на учет в ГИБДД и заказать доставку, следует из презентации проекта.

Ассоциация не впервые берется за разработку подобного продукта. В 2021 г. РоАД разрабатывала концепцию собственного классифайда по продаже подержанных автомобилей («Ведомости» писали об этом 30 июля). Основной мотивацией для его создания тогда было недовольство дилерского сообщества ростом цен на размещение объявлений на существующих площадках – «Авто.ру», «Авито» и «Дром».

Тогда инициатива так и не была реализована, поскольку дилеры рассчитывали в том числе на возможность перепродавать машины друг другу через этот классифайд. Но в 2021 г. еще не было отменено вторичное налогообложение (НДС) при перепродаже одного и того же автомобиля между юрлицами. Отмену двойного НДС при таких сделках правительство поддержало весной прошлого года, а фактически новая норма заработала только с 1 апреля 2024 г. Теперь если дилер продает купленную с рынка машину другому дилеру, то платит НДС только со своей наценки – как если бы продавал ее физлицу.

Carprice начала активнее принимать на аукцион машины от дилеров и лизинговых компаний, говорит директор по развитию компании Кирилл Иванов. Всего через площадку в 2024 г. продается в среднем 2050 автомобилей в месяц. По его словам, пока продолжается процесс адаптации бизнеса к новым условиям. Говоря о платформе РоАД, собеседник отмечает, что это часть мировой практики автобизнеса – когда дилеры обмениваются стоками, которые не могут продать. 

«Ключевой фактор при этом – не цена объявления, а ликвидность платформы, т. е. наличие покупателей, которые хотят купить представленные на ней автомобили», – объясняет он. Скорее всего, для работы с платформой дилерам потребуется усовершенствовать логистику и ввести ценовой арбитраж, потому что стоимость машин по регионам разнится, считает он. По оценке эксперта, 60–100 млн руб. стоит разработка «не топовой» с точки зрения пользовательского интерфейса площадки для аукционов. 

«Рольфу» интересна платформа РоАД с точки зрения пополнения складских запасов, говорит директор департамента новых автомобилей компании Николай Иванов. «Безусловно, мы можем размещать там и свои автомобили, но это будет сток, который долгое время не продается», – отмечает он. 

Формат аукциона – достаточно эффективный инструмент для продажи машин с пробегом, полагает исполнительный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto Андрей Лузгин. Компания работает с ним уже более пяти лет, в среднем через аукцион заключается порядка 1000 сделок ежемесячно. По словам Лузгина, платформа РоАД позволит расширить ассортимент вторичного рынка России и предоставит дополнительные услуги для удобства дилеров. 

Размещение объявлений на новой платформе позволит повысить скорость коммуникации и информированность дилеров об имеющихся предложениях, говорит директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский. Он обращает внимание на то, что остается открытым вопрос привлечения пользователей и потенциальных клиентов, поскольку проект создается с нуля.

Создание собственной аукционной онлайн-платформы по торговле автомобилями не является уникальным и новым событием, считает директор департамента автомобилей с пробегом компаний «Автодом» и «Автоспеццентр» Владимир Желобов. «Такой опыт пытались реализовать различные дилерские сети, но, как показывает практика, офлайн-общение клиентов с сотрудниками дилерских центров остается в приоритете и дает более эффективный результат в плане закрытия сделки. Преимущества таких нововведений неочевидны», – говорит собеседник. 

Руководитель проекта «Автомаркетолог» и экс-президент РоАД Олег Мосеев скептически настроен по поводу нового проекта ассоциации. По его словам, не ясно, откуда дилеры привлекут на площадку 150 000 машин. К тому же экономического смысла выставлять на b2b-аукцион хорошую машину нет, ее можно продать в салоне – и намного дороже, рассуждает Мосеев. Кроме того, он считает, что есть решения, позволяющие создать необходимую IT-инфраструктуру для проекта дешевле названных сумм.