За пять лет импорт семги в Россию упал почти вдвое

Рестораны и ритейл замещают ее аквакультурой и тихоокеанским лососем
Российские ритейлеры и рестораторы уже перешли на поставки российской красной рыбы/ Евгений Разумный / Ведомости

Объем импорта атлантического лосося (семги) за пять лет упал почти вдвое и составил в 2023 г. 44 000 т, по данным Рыбного союза. При этом с прошлого года полностью прекратились поставки охлажденной продукции: как тушек семги без головы (в 2021 г. ее завезли свыше 15 000 т), так и филе (в 2021 г. импортировали 2500 т). До введения санкций она поступала с Фарерских островов и из Норвегии.

В связи с этим доля импортной семги на российском рынке снизилась: если в 2018 г. она достигала почти 90%, то по итогам 2023 г. составила только 35% (см. график), говорит представитель Рыбного союза. Сейчас вся импортная продукция поступает из Чили, говорит он.

Среди причин снижения импорта – санкции, импортозамещение и слишком высокие цены, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Российские аквакультурные предприятия смогли заместить часть импортной продукции. Крупнейшие игроки выстраивают вертикально-интегрированное производство в России: не только наращивают объемы, но и налаживают выпуск кормов и смолта (малька семги), отметил председатель Рыбного союза Александр Панин. Российская аквакультура ориентирована преимущественно на внутренний рынок и в прошлом году наши рыбоводы вырастили 158 600 т форели и семги – это в 2,4 раза больше, чем в 2018 г., говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Еще один фактор, который привел к снижению импорта семги, – рост ее стоимости, отмечает Зверев. 2020–2023 годы стали рекордными с точки зрения скачка цен на семгу на мировом рынке, а для России ситуацию осложнило ослабление национальной валюты (курс доллара к рублю вырос почти на 30%, а евро – на 34%), пояснил он. В результате оптовая цена на импортную семгу в Москве выросла в 2 раза: с 600 руб./кг в сентябре 2018 г. до 1210 руб./кг в сентябре 2023 г., по данным ВАРПЭ.

По данным Defa Group, несмотря на снижение поставок семги в Россию, общий импорт лососевых в 2023 г. вырос на 30%. Драйвером стала более доступная форель из Турции, Армении и других стран.

Кроме того, путина в 2023 г. стала второй по объему вылова за современную историю наблюдений – 608 800 т тихоокеанских лососей. «Несмотря на постепенное снижение импорта атлантического объема, уровень добычи дикого лосося и производство товарной аквакультуры позволили насытить рынок отечественной продукцией лососевых», – заявил представитель Росрыболовства.

По словам Зверева, потребители оказывают большее доверие отечественным продуктам и это стимулирует ритейлеров и рестораторов переходить на российскую рыбу. За последние 12 месяцев до марта 2024 г. включительно продажи красной рыбы начали восстанавливаться после прошлогоднего снижения: в натуральном выражении рост составил +16,9% против -18,1% в аналогичный период годом ранее, по данным аналитической компании NielsenIQ. Такое снижение было обусловлено сокращением ассортимента этой продукции на полках магазинов и увеличением средневзвешенных цен (примерно на 15% год к году), говорит представитель NielsenIQ.

В последние два года на рынке выросла доля форели (с 66,6 до 70,9%), а доля семги, которая два года назад занимала более 20%, снизилась почти вдвое (до 9%) – в первую очередь из-за сокращения представленности в ассортименте, говорит представитель NielsenIQ. Сейчас, по его словам, вторым по значимости сегментом стала горбуша, доля которой за аналогичные периоды выросла с 6 до 12%. А самые высокие темпы роста демонстрируют продажи самого маленького сегмента – нерки, которая занимает порядка 2% в категории и увеличивается за счет развития дистрибуции.

Тренд на импортозамещение семги подтверждают и торговые сети. Сейчас «Перекресток» закрывает практически все потребности по лососю локальным производителем из Мурманска, говорит представитель X5 Group. По его словам, в супермаркетах представлен небольшой объем тушки и филе чилийского лосося в заморозке, но до конца 2024 г. сеть планирует перейти на локальное сырье и по заморозке, таким образом полностью закрыв потребность по лососю отечественным производителем. В ассортименте Metro присутствует охлажденный лосось только российского происхождения из Мурманска, сообщил представитель этого ритейлера. То же самое заявил представитель «Вкусвилла», добавив, что в категории замороженных продуктов есть позиции из Чили. «В основном сейчас идет замещение потребления в сторону форели, которая в 2 раза дешевле семги», – говорит он.

Как в России добывают лососевые

Россия – крупнейший добытчик тихоокеанских лососей в мире и полностью обеспечивает себя доступными видами лососевых. Путина 2023 г. стала второй по добыче за всю историю наблюдений – общий вылов тихоокеанских лососей составил 608 800 т. Большая часть улова, 478 000 т, пришлась на самый доступный и популярный в стране вид – горбушу, по данным ВАРПЭ. К сентябрю 2023 г. ее отпускная цена в ДФО достигла 150 руб./кг при оптовой цене на импортную семгу в Москве 1210 руб./кг.

Этот тренд подтверждают и рестораторы. TanukiFamily (рестораны «Тануки», «Каспийка», «Ерш» и «Tvoя Pizza») раньше закупали лосось у производителей с Фарерских островов, но в 2022 г. нашли замену в Мурманске у производителя Inarctica. Переход на поставки с Русского Севера решил сразу несколько проблем: в рестораны поступает свежий продукт (доставка занимает всего три дня), есть возможность контролировать качество и объемы поставок. Компания не планирует возобновлять работу с иностранными поставщиками в случае их возвращения в Россию, сказала генеральный управляющий TanukiFamily Алла Бондаренко.

Рестораны «Якитория» также используют свежий охлажденный фермерский лосось российского производства, говорит бренд-шеф «Якитории» Станислав Бахаровский. По его словам, привезти из Чили свежую рыбу означает увеличить себестоимость блюда в несколько раз, поэтому оттуда поставляется только замороженная рыба, которая применяется в основном для переработки: соления и копчения. Такой продукт используется в России в том числе и для производства суши и роллов, но «Якитория» с такой рыбой не работает, говорит Бахаровский.

Представитель «Моремании» отметил рост стоимости чилийской семги, но при этом аквакультурная выросла в цене еще сильнее, говорит он. По его словам, потребление смещается на форель – в основном на российскую, а также поставки из Турции и Армении.

Российские рестораны стали закупать меньше лосося из-за его подорожания и сложной логистики, однако полностью заменить его на российского аквакультурного лосося сложно, говорит основатель сети столичных ресторанов «Мясо & рыба», председатель Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. По его словам, фермерского лосося пока не так много, а кроме того, его выращивают из импортного малька на импортных же кормах, из-за чего он также дорожает. К тому же для стейков из красной рыбы подходят только чавыча, нерка и кижуч, но не горбуша и кета.

В 2023 г. в России выловили 25 000 т кижуча и почти весь он замораживается в виде брикетов, что не подходит ресторанам, а индивидуально замороженные тушки почти все ушли на импорт в страны Азии, говорит Миронов. Чтобы обеспечить всех своих франчайзи «Мясо & рыба», бизнесмену пришлось отправлять закупщиков на Камчатку, договариваться с рыболовецкими компаниями и самостоятельно транспортировать рыбу во Владивосток, потом в Москву и арендовать морозилки, чтобы хранить рыбу до следующей путины. «Через три месяца снова путина, и для меня опять квест – купить эту рыбу, искать транспорт и т. д.», – сетует ресторатор. По его словам, поставки лососей вглубь страны надо отлаживать с поддержкой государства в виде субсидий и преференций.

В апреле министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявлял, что в этом году Минсельхоз намерен также субсидировать железнодорожные перевозки горбуши и сардины иваси с Дальнего Востока. Ранее такое поручение дал президент России Владимир Путин.