В России потратили на косметологию рекордные 269 млрд рублей в 2023 году

Спрос на такие услуги продолжит расти и в 2024 году
Многие клиники в 2023 г. стремились ограничить цены и проводить акции, чтобы удержать постоянных пациентов и привлечь новых/ Freepik

Оборот рынка косметологических услуг в 2023 г. увеличился на 8,6% до 269 млрд руб. по сравнению с 2022 г., указано в отчете маркетингового агентства BusinesStat, с которым ознакомились «Ведомости». Сумма стала максимальной как минимум за прошедшие пять лет. В последние годы, по данным BusinesStat, этот сегмент демонстрировал разнонаправленную динамику. В 2019 г. оборот рынка составил 253 млрд руб., в 2020 г. (период карантинных ограничений) снизился до 215 млрд руб., но уже в 2021 г. поднялся до 247,9 млрд руб. В 2022 г. спрос остался на уровне предыдущего года – 247,8 млрд руб.

Рост рынка в 2023 г. подтверждают опрошенные «Ведомостями» участники рынка. В среднем в 2023 г. был зафиксирован прирост посещаемости на 10% по сравнению с 2022 г., рассказал врач-дерматовенеролог, косметолог онлайн-страховой компании BestDoctor Лев Кульков. Спрос на услуги косметологии в ГК «Медси» (принадлежит АФК «Система») вырос на 26% в 2023 г. по отношению к 2022 г., поделилась вице-президент группы Елена Балашова. В Институте красоты на Арбате (входит в группу «Моситалмед») рост составил 19% по количеству оказанных услуг и 21% по выручке, говорит эксперт по построению медицинских бизнесов, консультант Леон Абеядира. По его словам, в 2023 г. у пациентов существенно вырос интерес к аппаратной косметологии (воздействие на кожу лазера, ультразвука и др.), а спрос на нитевой лифтинг, напротив, снизился.

Конкретных цифр участники рынка не предоставили. В других опрошенных клиниках комментариев не дали.

Положительную динамику генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк объясняет тем, что косметологические услуги становятся неотъемлемой частью жизни россиян, которые хотят хорошо выглядеть. На это влияют социальные сети и бьюти-блогеры, которые популяризируют косметологические процедуры и значение здорового образа жизни, отмечает Балашова. Кроме того, осведомленность пациентов о возможностях современной косметологии с каждым годом растет, добавляет она.

Среди других ключевых факторов роста Балашова называет расширение спектра предлагаемых услуг и применение новых технологий. С ней соглашается и Абеядира, по словам которого положительная динамика в Институте красоты на Арбате произошла за счет увеличения числа оказываемых услуг (в том числе использования новых аппаратных методик).

Параллельно с этим многие клиники в 2023 г. стремились ограничить цены и проводить акции, чтобы удержать постоянных пациентов и привлечь новых, говорят аналитики BusinesStat. Это подтверждает Абеядира, по словам которого увеличение стоимости услуг в прошлом году было незначительным. Конкретных цифр он не назвал.

В целом доходы домохозяйств начали распределяться иначе и все большая часть средств стала уходить на такие вещи, как здоровье и внешний вид, отмечает Шуляк. Население начинает осознавать, что одна из главных инвестиций – это вложение средств в здоровье, соглашается заместитель директора по развитию «Медицеи» Сергей Копосов. В связи с этим спрос растет на все медицинские услуги, а косметология начинает быть в тренде, отмечает он.

В 2023 г. россияне, по данным Росстата, потратили на платные медицинские услуги 1,36 трлн руб. против 1,22 трлн в 2022 г. Рост рынка достиг 11,2% (показатель инфляции снизился до 7,42% с 11,94% в 2022 г.). Спрос на косметологические услуги продолжит расти и в 2024 г., прогнозирует Шуляк.