В сегменте косметики обостряется конкуренция крупных сетей

«Золотое яблоко» подняло выручку в 1,5 раза и почти догнало группу «Л’Этуаль» и «Подружки»
Резкий рост продаж косметики фиксируется прежде всего за счет онлайн-каналов/ Владимир Астапкович / РИА Новости

Выручка торговой сети по продаже косметики и парфюмерии «Золотое яблоко» по РСБУ в 2023 г. увеличилась на 52% до 93,4 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса». В компании такую динамику связали с развитием e-commerce (продвижение и продажа товаров через интернет), сообщил «Ведомостям» ее представитель. Если в 2022 г. доля сети на онлайн-рынке парфюмерии и косметики составляла 37%, то в 2023 г. она увеличилась до 50%, уточнил собеседник. Кроме того, у сети за год увеличилось количество магазинов (с 30 до 34).

Лидером сегмента, по данным «Infoline-аналитики», остается «Магнит косметик», которая попадает в более широкую категорию «косметика и дрогери», так как работает также с товарами для личной гигиены и бытовой химией. Выручка «Магнит косметик» в 2023 г. достигла 200,7 млрд руб. без НДС. «Л’Этуаль» с учетом принадлежащей ей сети «Подружка» (ООО «Алькор и Ко» и ООО «Табер трейд»; продают косметику и парфюмерию) суммарно заработала в прошлом году 104,2 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».

Группа компаний «Алькор и Ко» увеличила количество магазинов «Л’Этуаль» на 42 новые точки (добавилось также пять региональных складов), общее количество – более 1000, а «Подружка» нарастила присутствие с 312 магазинов в 2022 г. до 528 в 2023 г., сообщил представитель сетей. По его словам, средний чек в «Л’Этуаль» составил 2932 руб., а у сети «Подружка» – 741 руб. В 2024 г. группа собирается открыть более 100 магазинов «Л’Этуаль» и «Подружки» в Казахстане, Узбекистане и Белоруссии. Инвестиции в одну из точек составят от 100 млн до 300 млн руб. Рост выручки представитель компании прогнозирует на уровне более 30% в 2024 г.

За «Алькор и Ко» по обороту следуют «Улыбка радуги» («Арома люкс») с выручкой 36 млрд руб., «Рив гош» и «Иль де ботэ» с 35 млрд и 8,5 млрд руб. соответственно (против 36 млрд и 6,1 млрд руб. в 2022 г.). Запросы «Ведомостей» в эти компании, а также в «Магнит» остались без ответа.

Если же в рейтинге учитывать также мультикатегорийные маркетплейсы, то, по данным «Infoline-аналитики», Wildberries будет занимать в сегменте «косметика и дрогери» второе место (оборот по этой категории – 166,8 млрд руб.), Ozon – пятое (80,4 млрд руб.), «Яндекс маркет» – восьмое (11,2 млрд руб.).

По оценке «Infoline-аналитики», рынок косметики, парфюмерии и средств для ухода (без учета бытовой химии) в 2023 г. вырос более чем на 17% и превысил 950 млрд руб. с НДС. При этом онлайн-продажи с учетом самовывоза выросли более чем на 44% и составили около 420 млрд руб. с НДС.

Активный рост онлайн-продаж косметики и парфюмерии обусловлен рядом факторов, которые позволяют покупателю наиболее эффективно спланировать покупку: от возможности сравнить цены и ассортимент в разных точках продаж до выбора оптимальных условий доставки (экспресс-доставка, самовывоз, согласование времени получения заказа и т. д.), говорит директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт консалтинг» Кирилл Малышев. В данный момент интернет-магазины – это уже не просто «один из» удобных способов приобрести косметическое изделие, а, пожалуй, наиболее предпочтительный, считает он.

В целом же для сегмента косметики и дрогери драйверами роста стали инфляционные процессы, связанные с удорожанием логистики и ослаблением курса рубля, а также восстановление покупательской активности, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.