Оптовые цены на атлантическую сельдь растут при падении стоимости тихоокеанской

Минсельхоз подготовил предложения по расширению субсидирования перевозок аналога сельди – иваси
Тихоокеанская сельдь выиграла у атлантической борьбу за российский рынок/ Zuma / ТАСС

На северо-западе и в центре России растут оптовые цены на атлантическую сельдь и скумбрию на 1–1,5% за прошлую неделю, при этом на сельдь они поднялись на 13–14,5% с начала 2024 г., следует из аналитического обзора ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (подведомствен Росрыболовству), с которым ознакомились «Ведомости». В опте цена атлантической сельди сейчас составляет 130–135 руб./кг (93–113 руб./кг в марте 2023 г.). Скумбрия в марте подорожала на 1% впервые с начала года до 197 руб./кг (163 руб./кг в марте 2023 г.).

Среднемесячные оптовые цены на атлантическую сельдь в начале 2024 г. колебались в Северо-Западном и Центральном регионах на уровне около 120 руб./кг, по расчетам аналитического центра Рыбного союза.

Весь объем рынка сельди в России Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) оценивает в 370 000–390 000 т в год. 85% – это отечественная сельдь. Россия является и крупнейшим добытчиком тихоокеанской сельди в мире. В 2023 г. ее вылов составил 396 100 т, а в этом году выловили уже 123 600 т (+38% год к году), по данным ВАРПЭ. Цены на нее с начала года снизились почти на 5% до 85 руб./кг. Тихоокеанская сельдь традиционно ориентирована именно на внутренний рынок.

Ежегодный объем добычи атлантической сельди оценивается в 60 000 т. По расчетам аналитического центра Рыбного союза, в 2023 г. импорт мороженой атлантической сельди в Россию (с Фарерских островов) составил около 37 000 т, оставшись около уровня 2022 г. (это менее 45% от показателей 2019 г.). По данным Росрыболовства и ФТС, еще в 2021 г. импорт атлантической сельди составлял 66 000 т, а в 2022 г. снизился до 38 000 т.

Внутренний спрос на атлантическую сельдь и скумбрию со стороны переработчиков и розничной торговли растет, в частности, на фоне начавшегося поста, говорится в обзоре ФГУП. Представитель Росрыболовства отказался от комментариев.

Представитель «Магнита» подтвердил рост спроса потребителей на сельдь: в натуральном выражении продажи выросли примерно на 20% год к году, но за последнюю неделю продажи сельди не увеличились. В целом росту спроса на эту рыбу способствуют адаптация ассортимента к запросам покупателей и промоактивности, считает он. Розничные цены на эту продукцию с начала года почти не изменились ни в «Магните», ни в «Пятерочке», сообщили их представители. Но в «Магните» в основном продается тихоокеанская сельдь и продукция из нее. В X5 Group не уточнили происхождение такой продукции на своих полках.

По данным аналитической компании NTech, в торговых сетях основные доли в продажах в денежном выражении по итогам 2023 г. занимают бренды «Матиас» – 14,4%, Fish House – 10,9%, «Балтийский берег» и «Санта-Бремор» – по 7,6% и «Русское море» – 6,9% (вся продукция из атлантической сельди. – «Ведомости»).

Сельдь и скумбрия – самые популярные виды рыбы в России, они занимают первое место в рейтинге любимых видов рыбы у россиян по опросу ВЦИОМа, говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев. Спрос на них всегда высокий, но 15%-ный рост отпускных цен (в том числе при продаже оптовикам. – «Ведомости») на атлантическую сельдь ассоциация не фиксирует, добавляет эксперт. Оптовики могут корректировать цены в зависимости от текущего объема предложения, отмечает Зверев. По его словам, основной промысел атлантической сельди российскими рыбаками начнется в конце лета, сейчас распродаются остатки прошлогоднего вылова и импортная продукция.

Председатель Рыбного союза Александр Панин связывает снижение импорта атлантической сельди не только с логистическими трудностями, но и с резко возросшим выпуском филе тихоокеанской сельди. По его словам, с начала 2024 г. его уже произвели столько же, сколько за весь 2019 год − 21 000 т, а в прошлом году выпуск филе сельди более чем на 40% превысил показатели 2021 г. и достиг 36 000 т. Панин добавил, что в опте филе тихоокеанской сельди может быть на 15–20% дешевле атлантической, даже с учетом перевозки (около 20 руб. на 1 кг из Владивостока до Москвы), поэтому в последние 2–3 года наблюдается процесс импортозамещения.

По словам Зверева, среди альтернатив атлантической сельди у российских переработчиков есть не только тихоокеанская, но и сардина иваси, которая в советское время продавалась под брендом «сельдь иваси» и была очень популярна у потребителей. Ее вылов в 2023 г. побил рекорд за весь постсоветский период (почти 540 000 т), и такие объемы сохранятся в ближайшее время, прогнозирует он.

Консервы из сельди с начала года подорожали в среднем на 12–15% из-за роста цен на свежемороженое сырье, по данным компании «Русский рыбный мир». С такой себестоимостью на данный вид сырья невыгодно производить консервы, по крайней мере эконом-класса, говорит представитель компании. Цены снизятся с поступлением нового улова не раньше мая, добавил он. Абсолютным лидером по росту цен за последние месяцы стали консервы из сардины иваси – 23–25% (абсолютные цифры он не назвал). Выросло как внутреннее потребление, так и продажи сырья на экспорт. Сардина иваси с учетом сложившейся ситуации на рынке сырья, скорее всего, продолжит дорожать, заключают в «Русском рыбном мире».

Повысить доступность и привлекательность тихоокеанской сельди и иваси для переработчиков и потребителей можно, расширив программу субсидирования перевозок рыбопродукции по железной дороге и добавив в нее эти виды рыбы, считает Зверев.

Поручение по расширению субсидирования в феврале 2024 г. дал президент Владимир Путин. Как сообщил «Ведомостям» представитель Минсельхоза, в соответствии с этим министерство подготовило предложения по льготному железнодорожному тарифу. По его словам, они предусматривают расширение номенклатуры перевозимых грузов за счет добавления горбуши и иваси в проект решения.

Субсидирование оказывает положительное влияние на объемы перевозок рыбы по железной дороге, хотя именно тариф РЖД и не является определяющим для этого сегмента – его доля при перевозках с Дальнего Востока в европейскую часть России не превышает 5% в розничной цене морепродуктов, сообщил «Ведомостям» представитель перевозчика. Он напомнил, что грузы, в отношении которых предоставляются госсубсидии, имеют больший приоритет при приеме заявок на перевозку по лимитирующим [загруженным] направлениям. Это также может способствовать увеличению объемов погрузки рыбной продукции, РЖД готова обеспечивать такие перевозки, резюмировал собеседник.