Ozon изменит условия сервисного сбора с пунктов выдачи заказов

Ассоциация партнеров маркетплейса сочла изменения «косметическими» и грозит обращением в ФАС
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Ozon заявил об изменении методики расчета сервисного сбора с пунктов выдачи заказов (ПВЗ) после встречи с партнерами, представителями Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), которая прошла 27 марта.

Ранее в АУРЭК заявили, что сервисный сбор для владельцев ПВЗ, который Ozon хочет внедрить с 1 апреля, лишит предпринимателей 30-40% дохода.

Как предлагалось повысить сбор

О планах по внедрению сервисного сбора для владельцев ПВЗ Ozon объявил 14 марта. После 1 апреля все ПВЗ с оборотом более 2,2 млн руб. в месяц ждет дифференцированная ставка – вместо общего для всех дохода ПВЗ в 5% от оборота. При расчете новой ставки учитываются плотность населения в городе, где работает пункт выдачи, средние расходы на аренду и оборот точки. Если оборот ПВЗ меньше 2,2 млн руб., сбор составит символические 1 руб. в месяц. В отдельных регионах порог уплаты сбора выше: в Москве платить будут пункты выдачи с оборотом от 7 млн руб., в Санкт-Петербурге – от 5 млн руб., а в Московской области и Ленобласти – от 4 млн руб. 

Ozon провел несколько встреч с партнерами и ассоциациями, и компания решила поменять механику расчета сбора – он станет меньше, пояснил представитель маркетплейса. Так, число партнеров, для которых сбор будет максимальным (от 20 до 40% вознаграждения), после перерасчета уменьшится в два раза: с 1% предпринимателей до 0,5%. После уплаты сервисного сбора такие точки по-прежнему остаются прибыльными, говорит представитель Ozon.

Для 92,5% партнеров сбор не превысит 4% от вознаграждения, для большинства он будет в пределах 20 руб. Если ПВЗ выдает много товаров стоимостью от 5000 руб., то для него стоимость таких товаров в формуле сбора не будет превышать 5000 руб., в результате чего учитываемый оборот пунктов станет меньше и сбор снизится.

Снижать процент вознаграждения для всех партнеров, как предлагало одно из объединений агентов пунктов выдачи, компания не будет, подчеркнул представитель Ozon.

Это «косметическая мера», и в АУРЭК предложили отложить ее введение и пересмотреть условия и обоснования, потому что Ozon не смог предоставить внятный ответ, на что будут расходоваться полученные денежные средства, какой экономический эффект для партнеров это даст, сообщил «Ведомостям» руководитель юридической фирмы Fox Legal Consulting, сопредседатель АУРЭК по правовой защите Александр Ефимов. По его словам, отложить введение сбора или что-либо еще пересматривать в Ozon отказались. 

«В течение апреля Ozon будет принимать от партнеров примеры некорректных расчетов порогов и анализировать их, чтобы иметь возможность скорректировать», – не согласился с этим представитель маркетплейса.

«Мы готовы к последующим действиям с момента введения сбора – возможно, это будет первое обращение в соответствующее ведомство (ФАС. – "Ведомости") после отмены моратория на антимонопольные проверки», – подчеркнул Ефимов.

ФАС России направит компании запрос с целью установить все обстоятельства, сообщил «Ведомостям» представитель регулятора. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства служба примет меры реагирования, добавил он.

По подсчетам самого маркетплейса, изменения ставки коснутся каждого десятого владельца ПВЗ. Но, по данным АУРЭК, новый сбор затронет намного больше пунктов и даже сделает некоторые из них нерентабельными. Так, 52% участников опроса среди владельцев 600 ПВЗ по предложенным расчетам должны будут платить 20 000-70 000 руб. в месяц с одного ПВЗ. Остальные 48% участников будут платить сервисный сбор в 1 руб., но они беспокоятся, что при росте доходов они будут платить сбор, как и остальные.

Средства от сбора будут направлены на развитие сети ПВЗ – в частности, в маркетинговую поддержку, привлечение новых клиентов, а также на технологическое развитие последней мили, заявил представитель Ozon. «На встрече с партнерами Ozon назвал собственные инвестиции, которые способствовали росту заказов в пункты выдачи, за последние три года: около 80 млрд руб. – на привлечение клиентов и около 85 млрд руб. – на логистику и технологии. За это время владельцы партнерских пунктов получили вознаграждение суммарно в размере 96 млрд руб.», – подчеркнул он.

АУРЭК была создана как некоммерческая организация для защиты прав малого и среднего бизнеса после одностороннего введения Wildberries штрафных санкций для ПВЗ, что привело к протестам в начале 2023 г. Председателем совета АУРЭК стал руководитель инициативной группы на переговорах в Госдуме Алексей Кременсков, а в наблюдательный совет вошли несколько депутатов Госдумы.