Эксперты оценили в миллиарды ущерб от отмены событий после теракта в «Крокусе»
Количество посетителей массовых мероприятий в среднесрочной перспективе снизится на 30–70%Максимальные потери организаторов массовых мероприятий в России после теракта в концертном зале «Крокус сити холл» могут составить до 3–4 млрд руб. за выходные 23–24 марта. Такую оценку представил «Ведомостям» главный редактор информационного агентства в сфере культуры и развлечений InterMedia Евгений Сафронов. Убытки от полной отмены «нескольких сотен» массовых мероприятий (концерты и театры) в Москве, как уточнил организатор международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич, уже достигли 250–350 млн руб.
Денежные потери концертной индустрии в более далекой перспективе опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка затруднились оценить. В том числе потому, что организаторы обсуждают с площадками вариант дальнейших отмен или переноса концертов, знает гендиректор группы компаний NCA (занимается организацией концертов и фестивалей) Михаил Шурыгин.
Кроме того, после теракта спрос на развлекательные мероприятия уже в среднесрочной перспективе сократится приблизительно на 30%, предполагает гендиректор «MTC Live» Михаил Минин. По его словам, возвратов билетов «много уже сейчас». Более пессимистично – в 70% – оценивает снижение посетителей концертов в течение следующих двух недель гендиректор клубов Base и Arbat21 Антон Михалев. С тем, что в ближайший месяц количество посетителей музыкальных выступлений упадет, согласны Шурыгин, глава концертного агентства TCI Эдуард Ратников и гендиректор Ildar Bakeev Entertainment (занимается организацией концертов) Ильдар Бакеев.
Теракт произошел вечером 22 марта в «Крокус сити холле» (Красногорск), где должен был состояться концерт рок-группы «Пикник». Рок-группа в своей группе в соцсети «В контакте» писала о солдауте. Всего зал «Крокуса» вмещает в себя 7200 человек. Продажи билетов на площадки «Крокуса» (включая «Крокус сити холл», Vegas, «Океанариум», Backstage) составляют 7% всего российского коммерческого концертного рынка в деньгах, оценивает Минин. В 2023 г., по его словам, в России было проведено порядка 8000 концертов в залах с вместимостью более 1000 человек, а это более четверти всех концертных мероприятий в стране (более 35 000).
В Минкультуры 22 марта сообщили об отмене массовых мероприятий в федеральных учреждениях культуры в «ближайшие дни». Такие же меры были приняты относительно всех массовых мероприятий в Москве, Петербурге, Подмосковье и многих других российских регионах.
Представители концертных площадок «Live арена», Red Arena, «16 тонн» не ответили на запрос «Ведомостей». В VK (развивает VK Gipsy) отказались от комментариев.
В 2022 г. оборот отрасли афишных исполнительских мероприятий вырос на 19% к 2021 г. и на 7,3% к допандемийному 2019 году до 228 млрд руб., следует из данных информагентства в сфере культуры и развлечений InterMedia. Из этой суммы на коммерческую деятельность (продажа билетов, внебюджетное финансирование) пришлось 86 млрд руб., а бюджетное финансирование составило около 142 млрд руб. В 2023 г., по предварительной оценке Сафронова, оборот отрасли увеличился на 5–10% до 239–251 млрд руб., на коммерческий сегмент из них пришлось порядка 110 млрд руб. Ожидалось, что в 2024 г. коммерческий сегмент отрасли афишных исполнительских мероприятий вырастет на 9% до 120 млрд руб., говорит Сафронов: «Но после теракта ситуация резко изменилась, прогноз нужно будет корректировать».
Затраты на обеспечение безопасности на площадке составляют сейчас, как правило, в среднем 15–20% от всех затрат организатора или площадки, оценивают Михалев, Минин и Шурыгин. Существует два варианта организации охраны мероприятия, говорит Бакеев: «Стационарная площадка заключает контракт с частным охранным предприятием и включает обеспечение безопасности концерта в стоимость договора аренды с организатором. Но бывает, что организатор договаривается с площадкой по аренде отдельно, а по обеспечению безопасности – напрямую с ЧОПом».
Сейчас затраты на безопасность будут увеличиваться, солидарны в своих прогнозах участники рынка. Но, как считает Шурыгин, тут важно найти компромисс. «Слишком сильное увеличение приведет либо к увеличению конечной стоимости билетов на мероприятия, либо принесет убытки организатору. Необходим диалог между силовыми структурами, государством и организаторами, чтобы был найден компромисс в пользу зрителя», – резюмировал он.