В Москве приняты дополнительные меры безопасности на транспорте

Но эксперты считают их малоэффективными, а где-то даже избыточными
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Теракт в «Крокус сити холле» в подмосковном Красногорске вечером 22 марта привел к усилению мер безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области.

Спустя примерно полтора часа после начала стрельбы на концертной площадке и возникновения пожара около 21.30 мск в пятницу Росавиация сообщила об усилении мер безопасности в столичных аэропортах «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и подмосковном «Жуковском». Ведомство также предупредило пассажиров, что прибывать для вылета из этих аэропортов необходимо заранее из-за более длительных предполетных процедур.

«Шереметьево» вечером в воскресенье, 24 марта, продолжало работу в условиях усиленных мер безопасности, реализуемых во взаимодействии с полицией, следует из сообщений в Telegram-канале аэропорта. Представитель «Шереметьево» в беседе с «Ведомостями» суть усиленных мер безопасности не раскрыл.

В таких же условиях повышенной бдительности работают в аэропорту «Домодедово». «Данные меры не оказывают влияния на расписание рейсов, а обслуживание пассажиров и воздушных судов осуществляется в штатном режиме. Однако прохождение досмотра при входе в здание аэровокзала может занять дополнительное время», – говорится в официальном Telegram-канале аэропорта. При этом корреспондент «Ведомостей», вылетавший утренним рейсом 24 марта из «Домодедово», не заметил каких-то особых перемен в процессе досмотра на внутренних рейсах. Все процедуры от прибытия в аэропорт до прохода в чистую зону заняли у него в общей сложности всего 30 мин (с учетом электронной регистрации на рейс и отсутствия необходимости сдавать багаж). В усиленном режиме работает также служба авиабезопасности «Жуковского», сообщала его пресс-служба. «Ведомости» также направили запрос во «Внуково».

РЖД в связи с терактом в Московской области усилила меры безопасности в поездах, на вокзалах и станциях, в местах массового скопления людей, говорится в Telegram-канале монополии. В чем именно заключается это усиление, монополия не уточняла. Сотрудники транспортной безопасности переведены в режим «повышенной готовности», указывают в РЖД. Как долго может продлиться такой режим на железнодорожной инфраструктуре, представитель компании не смог уточнить «Ведомостям».

Минтранс России поздно вечером 23 марта сообщал, что на объектах транспорта введен максимальный (третий) режим безопасности. Пресс-служба министерства так же, как и Росавиация, просила пассажиров закладывать дополнительное время на прохождение досмотра и приезжать на вокзалы и в аэропорты заранее.

Московский метрополитен с 22 марта также усилил меры безопасности. Станции патрулируют сотрудники ведомственной охраны правительства Москвы, полиция и работники службы безопасности самого метрополитена. Кроме того, в метро работает система видеоаналитики «Сфера», позволяющая полицейским получать информацию о разыскиваемых людях в случае их появления на платформах. В сообщении ФГУПа уточняется, что на входе в метро пассажиры «проходят тщательный досмотр». На уточняющие вопросы «Ведомостей» представитель департамента транспорта Москвы не ответил. Так же поступил представитель Минтранса России.

В России хватает различных мер безопасности на транспорте, но не все они грамотно организованы и эффективны, отмечает научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Как правило, из-за необходимости проходить контроль уже на входе в здание аэровокзала перед ним образуется толпа и это «подарок любому хулигану», подчеркивает эксперт. Он добавляет, что такая мера безопасности «есть только в России». Блинкин считает, что сейчас нужны не новые технические препятствия для пассажира, а «продуманная и глубокая аналитика» уже имеющихся мер безопасности.

Текущий уровень безопасности на транспорте в Москве и так максимально высокий, констатирует руководитель аналитического центра ГосНИИ гражданской авиации Федор Борисов. Третий уровень безопасности введен в столичных аэропортах и каждый из этих уровней характеризуется комплексом специальных мер, который аэропорты не раскрывают.